РАДИ СВОЕЙ МЕЧТЫ МУСТАФА ГОТОВ БЫЛ ТЕРПЕТЬ ЛЮБУЮ БОЛЬ
Мустафа Муртазаев родился без кистей обеих рук и без одной ступни, однако очень хотел стать профессиональным художником. Общежития для студентов в Крымском художественном училище нет. Снимать жилье в Симферополе парень из бедной семьи не мог, поэтому ездил на учебу из дома. Если бушевала гроза или случался снегопад, транспорт в село не шел. И тогда приходилось преодолевать пешком более 25 километров. Это притом, что протез на ноге весил шесть килограммов и натирал кожу до крови. Но ради своей мечты Мустафа готов был терпеть любую боль.
Нельзя так просто сдаваться
Сейчас он живет в Киеве, учится на последнем курсе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Пишет оригинальные полотна, которые пользуются успехом у ценителей живописи. Его картины хранятся в частных собраниях коллекционеров из Англии, Германии, Канады, Кубы, России и Украины...
Мустафа пишет в пастозной манере — наложенные густым слоем мазки придают предметам особенную форму и объем. На полотнах царит буйство красок и позитивное настроение. Цвета яркие, сочные, видно, что художник по-настоящему влюблен в жизнь. Однако мое внимание привлек портрет женщины с печальными глазами.
— Это мама, она умерла несколько лет назад, — с грустью говорит Мустафа. — Благодаря ей я научился держать предметы в руках. Мама рассказывала, что я появился на свет на три месяца раньше срока. С увечьями, очень слабый, не мог сам принимать пищу. Врачи предложили родителям сделать мне смертельную инъекцию. Папа разозлился: «Если мой сын и умрет, то не от укола» — и забрал нас с мамой домой. Бабушка прочитала надо мной молитву и стала кормить из пипетки. Неожиданно для всех я вдруг начал есть и быстро набрал вес.
В детстве долго учился держать ложку, зажав ее двумя руками. Ложка все время падала, я сердился. Мама уговаривала: «Нельзя так просто сдаваться. Пробуй еще». В конце концов «победил» ложку, а потом научился пользоваться ножом и вилкой. Однажды, когда мне было лет пять, по телевизору шла программа «В мире животных». Там рассказывали о гепардах. Прежде я никогда не видел таких красивых зверей. Схватил шариковую ручку и тут же изобразил экзотического хищника. Случайно увидев рисунок, отец спросил, чей он. «Мой», — говорю. Отец поверил лишь после того, как я при нем нарисовал нового гепарда.
Помню, директор средней школы не хотел принимать меня в первый класс: «Как он будет писать? Нет, ведите своего ребенка в спецшколу». Отец подмигнул мне: «А ну, сынок, нарисуй что-нибудь». Я быстро сделал набросок волка. От удивления у директора аж очки приподнялись, и он записал меня в первый класс. В школе было нелегко: меня постоянно дразнили. Я питал симпатию к девочке из параллельного класса. Однажды набрался смелости и подошел к ней. Но девочка закричала: «Не приближайся!» и оттолкнула меня. В ее глазах были ужас и отвращение...
Разве можно сдаться, если рядом такой человек?
В тот день я пришел домой в слезах. Отец сказал: «Сынок, надо укреплять дух» и стал приучать меня к спорту. Я занимался каратэ, боксом, мог отжаться от пола тысячу раз. Спорт мне здорово помог. Когда одноклассники в очередной раз назвали меня «обрубком», я не выдержал и побил троих сразу. После этого случая отец запретил мне ходить на каратэ, зато в школе меня зауважали.
— Все свободное время я что-то рисовал, — продолжает Мустафа. — Однако поступать в художественную школу боялся. Думал, калеку не примут. Мне исполнилось уже 25 лет, когда отец уговорил подать документы. Преподаватели вначале испугались: как можно учить человека рисовать, если он, считай, без рук? Однако отец сумел переубедить педагогов. Я был старше других учеников на десять лет и стыдился этого. Теперь жалею, что не отважился поступить раньше.
Окончив школу, Мустафа подал документы в Крымское художественное училище имени Самокиша. Местные власти обратили внимание на талантливого художника. Парню подарили машину «Таврия». По закону ему как инвалиду бесплатно положен автомобиль от государства, но он много лет простоял в очереди под номером 500, а очередь даже не двигалась. Народный депутат Рефат Чубаров похлопотал, чтобы в Харьковском институте ортопедии и травматологии для Мустафы изготовили новый протез. В отличие от прежнего, разработанный немецкими специалистами протез весит всего 800 граммов. Теперь Мустафа может и бегать, и прыгать.
Пока мы беседовали, в мастерскую пришли другие студенты. Парни поздоровались с Мустафой, пожав ему правую культю. Девушки поцеловали его в щеку. Видно, что он любимец группы.
— Это правда: Мустафа влюбляет в себя с первой фразы, — говорит студентка академии Яна Карпунина. — И откуда у него столько оптимизма? Бывает, придешь к нему с плохим настроением — вмиг развеселит. У него всегда есть в запасе новые шутки, анекдоты. А вы знаете, как Мустафа готовит? Пальчики оближешь. Салатики вкусные, супчики, картошечка...
— Так ты еще и кулинар?
— А почему вы так удивляетесь? — пожимает плечами Мустафа. — Картошку я чищу даже быстрее, чем другие ребята. Больше всего люблю готовить картофельное пюре. Бывает, наварю в общежитии большую кастрюлю и угощаю друзей. Для меня преград в быту нет. Когда приезжаю в поселок к отцу, таскаю ведра с водой — по одному в руке. И дрова рублю. Кроме того, играю в настольный теннис, вожу машину и хожу на руках.
— Он несгибаемый, понимаете? — рассказывает о друге студент Артем Трушель. — Мустафу не могут остановить трудности. Его пример нас вдохновляет. Разве можно сдаться, если рядом такой человек?
- Искренне верю, что своим трудом можно добиться любой цели, - говорит Мустафа. - Главное, хотеть этого всем сердцем. Утром я просыпаюсь с первыми лучами солнца и благодарю Всевышнего за то, что живу, дышу воздухом, пишу картины. Это уже много. Остальное, как говорят, приложится.
Ирина Копровская
|