ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕЛЬЧАНЕ НЕ ДАЛИ ВЗРЫВАТЬ ХРАМ
Все течет, все изменяется — в том числе, наши представления об истине, вере, морали. Меняется и отношение к святыням прошлого и чудесам. Двадцатый век и воинствующий атеизм оставили от многих храмов лишь развалины. Церковь Рождества Христова Пензенской Епархии лишь чудом уцелела в первозданном виде, после того как было принято решение ее взорвать.
Рука у богохульников на людей не поднялась
Приятно осознавать, что существуют на русской земле такие места, где истину начинаешь не просто постигать, а чувствовать всем сердцем своим, душой своей, потому что умом нашим Вечную Истину не приобрести — её можно только ощутить, воспринять как данную свыше. Одно из таких благословенных мест есть на земля Кузнецкой, что находится в Поволжье.
В тихом и живописном месте, в настоящей русской глубинке — селе Нижнее Аблязово, в 30-ти километрах от города Кузнецка, стоит Церковь Рождества Христова, встречающая прихожан и редких паломников мудрым, задумчивым взглядом узких зарешеченных окон, расположенных по периметру белёных храмовых стен.
Церковь Рождества Христова была построена в 1724 году прадедом А. Н. Радищева Григорием Афанасьевичем Аблязовым. Причем предыстория строительства довольно необычна. В первой половине XVIII века в селе приключилось волнение крестьян. Григорий Афанасьевич укрылся недалеко в овраге и дал обет, что если Бог спасет его от людской расправы, то построит он на этой земле храм. И… расправы он избежал, и обет исполнил, причем построил даже не одну, а целых пять церквей, одна из которых и сейчас стоит в Нижнем Аблязово.
При церкви было 35 десятин пахотной земли, по штату в ней разрешалось служить одному священнику, дьякону и пономарю, а с 1873 года — одному священнику и псаломщику. Тяжелые времена борьбы с православием храм пережил с малейшими потерями благодаря светлой вере прихожан. Когда большевики пришли взрывать храм, православные сельчане зашли в него и сказали: "Подрывайте с нами!" Подорвать живых людей рука у богохульников, разумеется, не поднялась, но колокольню все же разорили, сбросив самый главный колокол. За это покарал уже сам Господь: говорят, что самого "старшого", который руководил отрядом, через несколько дней парализовало, а через две недели он умер.
А от колокола остался лишь язык весом 90 килограммов. Когда советские власти дали типичное для того времени решение "приспособить здание церкви для колхозных нужд", местная жительница Анисья Волякова, женщина глубоко верующая, взяла на себя смелость и "отвоевала" алтарную часть храма, заранее закрыв в ней часть церковной утвари, и не дала ссыпать туда зерно. Анисья и молодежь поучала, работающую на местном зерновом складе: "Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена". Так оно и случилось.
Господь все расставил на свои места
После войны жители села снова заговорили о необходимости появления церковных служб. Постоянные поездки все той же неугомонной Анисьи и Герасима Терентьева по различным инстанциям сделали невозможное — церковь открыли для прихожан. Иконы, ранее хранимые в домах верующих, были возвращены на прежнее место. Особенно торжественно был пронесён Крест Спасителя, спрятанный ранее в доме у одной из жительниц соседнего села Анненково. Православные люди, встав живым коридором вдоль длинной дороги, искренне ликовали.
Но во времена перестройки с людской памятью что-то случилось: собор обворовывали целых четыре раза. Вынесли всю церковную утварь, золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы. Последний случай посягательства на святыню произошёл в октябре 2010 года.
Заезжие "гастролёры", пробравшись ночью в Храм, сняли с чудотворной иконы Божьей Матери "Скоропослушницы" все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные прихожанами в знак благодарности за полученные исцеления и помощь в мирских делах. И снова промысел Божий: воров нашли и арестовали. Так "Скоропослушница" помогла раскрыть целую череду преступлений, совершённых группой "нелюдей" в храмах многих областей за последние полгода.
Вера присутствовала в людях, только нужно было многим прятать её под тяжёлым спудом лозунгов и идей. Время все расставило на свои места, а точнее — сам Господь. Всё спешим "делать жизнь", карьеру; спешим заработать на машину, квартиру, дачу, не понимая, что жизнь так скоротечна, что думать-то надо о душе нашей грешной, а не о новой брендовой одежде или ценных украшениях — не этим душа наша украшается, далеко не этим…
Церковь Рождества Христова сохранилась до нашего времени почти в первозданном виде. Храм типа восьмерик на четверике стоит на высоком холме, утопающем летом в зелени деревьев. Рядом с храмом — яблоневый сад, который жители села по старой памяти называют "барским", и две потрясающие сосны с интересно изогнутыми и переплетёнными ветвями, ровесники постройки.
Елена Тимошкина
|