ПЕРВОМАЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ВОСХВАЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СТРОЯ
Первое мая – День весны и труда. Так этот праздник называется в России с 1992 года. А до этого он был Днем солидарности трудящихся. Иногда говорят, будто после развала СССР из праздника «выхолостили» его настоящее содержание – боевое, протестное. На самом деле праздник изначально был не политическим, а просто весенним. Мы предлагаем вспомнить, как все начиналось.
Немецкий обычай
Гуляния на Первое мая в России стали устраивать задолго до того, как в мире зародилось коммунистическое движение.
Традиция отмечать начало настоящей весны, пробуждение природы зародилась в Европе. Во многих странах в этот день наряжали «майское дерево», украшали дома зелеными ветками, устраивали гулянья, выбирали «королеву праздника» – самую красивую девушку. Обычно к этому дню приурочивали ярмарки.
В Россию этот обычай завезли иностранцы. Наиболее масштабно этот праздник отмечали российские немцы. Только делали они это не в Немецкой слободе, а в Сокольниках, которые тогда не входили в черту Москву и были практически девственным лесом.
– Веселые пикники иноземцев понравились москвичам, и уже с середины XVIII столетия вошли в городской обычай, – говорит Вера Бокова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея. – Место, где происходили первые гулянья, долго еще (по меньшей мере, до Отечественной войны 1812 года) именовалось «Немецкими станами».
При генерал-губернаторе Дмитрии Голицыне (управлял Москвой в 1820 – 1844 гг) первомайский праздник сделался общегородским и официально признанным.
– В этот день стали закрываться учебные заведения, фабрики и заводы, мастерские и даже многие лавки, и все «шли на май», – говорит Вера Бокова. – «Не быть на маю» считалось обидной неудачей или уделом совсем уж немощных и несмышленых.
Генерал-губернатор лично открывал гулянья. В Сокольниках устанавливались палатки, качели, ларьки торговцев. Предприимчивые местные вдовы притаскивали кипящие самовары. Хочешь – заказывай чай с сахаром, экономишь – приноси заварку с собой и плати только за кипяток. Кому и на это было жалко денег, тащил свой самовар.
Политическая составляющая праздника также пришла с Запада. Но там повод был совсем не веселым.
1 мая 1886 г. в нескольких американских промышленных центрах (Нью-Йорке, Чикаго, Детройте) рабочие организовали многотысячную забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Им было чем возмущаться: рабочий день длился 12 – 15 часов, условия труда были ужасными, социальные гарантии отсутствовали. В ответ в Чикаго уволили 1,5 тыс. человек. Тогда рабочие организовали еще одну забастовку. На завод прислали штейкбрехеров (людей, готовых работать во время стачки). Их встретили митингом у проходной. Митинг был разогнан полицией с применением оружия, четыре человека были убиты, десятки – ранены.
4 мая на площади Хеймаркет-сквер устроили огромный мирный митинг. Но внезапно провокатор бросил в полицейских бомбу. Стражи порядка открыли огонь, погибло множество людей. Обвиняемые в организации взрыва были казнены (впоследствии доказали, что обвинение было ложным).
В память об этом трагическом событии первый Парижский конгресс II в июле 1889 года принял решение объявить этот день международным праздником всех трудящихся. Его предлагалось ежегодно отмечать демонстрациями с социальными требованиями.
Оазис благоденствия
Уже на следующий год Первомай как день международной солидарности впервые отметили в нашей стране: в Варшаве (напомним, Польша входила в состав Российской империи) 10 тыс. рабочих устроили стачку. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле и Харькове впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками. Например, в 1901 г. выступление рабочих Обуховского сталелитейного завода в окрестностях Санкт-Петербурга переросло в стычку с полицией, повлекшую за собой множество жертв.
На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!».
А после Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным. Первомайские демонстрации стали неотъемлемым ритуалом советской жизни. У певца и поэта Александра Вертинского, вернувшегося в 1943 году в СССР после 23-летней эмиграции, есть статья «Мои дочери». Судя по всему, в ней описан Первомай 1953 года: говорится, что старшей дочери 8 лет, а младшей 7 (Марианна Вертинская родилась 28 июля 1943 г., Анастасия – 19 декабря 1944 г.).
«Сколько радости, смеха, улыбок, знамена, флаги, цветы в руках у молодых девушек, музыка, песни..., – пишет Вертинский. – И я вспоминаю 1 Мая в Париже: пустые улицы, дома с закрытыми ставнями, целые кварталы, оцепленные полицией. Хмурые лица рабочих...»
Трудно судить, насколько искренним был Вертинский. Но он точно сформулировал суть праздника: на Западе он сохранял заряд социального протеста, в то время как в СССР превратился в восхваление существующего строя. Впрочем, протест на этом празднике тоже высказывался, но против зарубежных проблем: на митингах выражалась «солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением», «решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества». Своя же страна объявлялась оазисом благоденствия.
Мария Раевская
|