РАБОТАЛА ПО 15 ЧАСОВ – ЗА РОДИНУ, ЗА ПОБЕДУ
Домик Марии Антоновны Поповой – на самом краю улицы Комсомольская село Моховой Привал Муромцевского района Омской области, которую трудно было найти, поскольку даже люди, живущие здесь, не знают ее названия: на домах – только номера. Женщина, до которой удалось достучаться, ответила: «Нет тут, вроде, улиц таких». Правильнее было бы назвать ее Никакая, как и большинство здешних улиц, не знающих, откуда они идут и куда – по разъезженной, редко просыхающей колее.
О льготах, положенных ветеранам войны, не ведает
Образовалось это село. в середине позапрошлого века. Основали его выходцы из Центральной России — Курской, Воронежской, Орловской губерний. И ладно складывалась у них здесь жизнь. И на закате советской власти Моховой Привал процветал. Чего тут только не было, чего теперь нет: конеферма (400 лошадей), молочный комплекс (6 тысяч голов), свинарник, маслозавод, пекарня, коптильня, детский сад, баня, прачечная… Потом снова раздали селянам их «десятины» (не в натуре, а на бумаге), но дела у них не пошли. В 90-е совхоз «Моховский», ставший ЗАО, еще как-то перебивался с хлеба на молоко, а в нулевые заглохла тут нива жизни почти совсем. Пересохли даже здешние водоемы.
Мария Антоновна в этом селе – самая старшая. Зовут ее тут бабой Машей. Ей 94 года, но выглядит она молодо – может быть, оттого, что смолоду не жалела себя. Маме жалеть ее было некогда: «Я у нее одиннадцатая родилась». В 17 лет, окончив профтехучилище, села на трактор и пропахала потом на нем всю войну. У тракторов тогдашних – колесников – сиденье было железное, на открытом воздухе. Заводились они тяжело, вручную – не всегда удавалось сразу и мужикам. Работали по 12, а порой 15 часов, без выходных – за Родину, за Победу.
После войны больше 40 лет трудилась Мария Антоновна на ферме пояркой (выпаивала телят молоком). Ушла на пенсию в 69. Маленькая, худенькая, а руки – жилистые, похожие на мужицкие: сколько бы жизнь ни выматывала ей жилы, а не одрябли они - сама стирает, готовит еду, топит печь: «Соцработница приходит через день: воды принесет, пол помоет – спасибо ей и за это, а с остальным я управляюсь сама».
Пенсия у бабы Маши – 9103 рубля. Стоимость дров в Муромцевском районе – около тысячи руб. за куб. За зиму уходит 20 кубов как минимум, а при сильных морозах – больше. За один газовый баллон платит она 700 рублей, за воду – 30, за свет – около 200, а о льготах и компенсациях, какие положены ветеранам войны и труда, не ведает. Все бы ничего, да вот мерзнет, трудно выходить в морозы на улицу, а все удобства – там. Ей бы комнатенку какую теплую, «так и зажила бы как барыня». Но кто будет за нее хлопотать? Никого из родных давно уже нет в живых (двое братьев на войне погибли), а собственной семьей не обзавелась: так получилось, что не сложилось, замужем не была.
Вдалеке от властей
Мария Антоновна, как труженица тыла, приравнена по закону к ветеранам войны – есть у нее такое удостоверение. О жилищном сертификате, который полагается им, не слышала, и никогда не претендовала на благоустроенное жилье. Да и ни по какому поводу не обращалась к властям за помощью – они ей и не помогают ни в чём. Домик у нее – вросший в землю - с двумя окошками, залепленными пенопластом. Соседи помогли залатать прогнившие стены картоном и мягким шифером. «Спасибо им, – говорит, – люди добрые», но и эти заплатки не сильно согревают ее зимой. «Печка-то завалилась – старенькая, больше полсотни лет, вот и мерзну».
На стенах Марии Антоновны — иконки, фотокарточки родных, календарь и в разных видах изображения бывшего главы Омской области. На одном написано: «План Полежаева. Твой голос — за большое дело».
Баба Маша удивилась, узнав от нас, что с мая прошлого года областью руководит другой человек. Нет у нее ни телевизора, ни радио, ни газет. Даже не знает толком, кто сейчас президент — Путин или Медведев.
Для местных жителей эти руководители — небожители. Даже глава Муромцевского района — лицо от них весьма отдаленное: 60 км от райцентра до села Моховой Привал были для прежнего расстоянием непреодолимым.
Нынешний не сильно от него пока отличается – по крайней по отношению к ветеранам. Впрочем, он может обойтись и без них, тем более что осталось их совсем мало. Кредит доверия местных жителей к данному выдвиженцу «Единой России», очередному, очень высок: выше даже, чем у президента - набрал он на минувших выборах 80 процентов, и по сравнению с этим показателем все остальные не так уж в сущности и важны.
Георгий Бородянский
|