ТЕБЯ БУДУТ ЖДАТЬ!
Жили-были добро и зло. Они жили напротив друг друга. Но на одной стороне было темно, а на другой светло, на одной было холодно, а на другой тепло. Вот один раз подходит зло и говорит: «Скоро на этом месте буду жить я, мне на своем надоело». Добро со злом согласилось. И вот они поменялись домами. На стороне зла светило солнце, а на стороне добра ничего не было, а только светило само добро. И вот через два дня весь свет перешел на сторону добра. Зло так обозлилось, что лопнуло от злости. И не было больше зла.
Заразил энергией более 400 человек
Эту сказку сочинил десятилетний мальчик Ваня. Он уже настолько взрослый, что не верит в сказки, но все же хочел, чтобы добро победило навсегда. Возможно, поэтому одна его мечта сбылась. Однажды в детский дом приехала волонтер Наталья. Вскоре она забрала Ваню с собой. Домой.
Эта история началась два года назад с человека, у которого был большой рюкзак и огромное желание помочь детям. Андрей Юрасов работает аналитиком в ИТ-компании и одновременно учится в аспирантуре Института философии РАН. В 2011 году ему предложили съездить в детский дом на встречу с детьми. Тогда и началась другая жизнь, без которой сегодня Андрей себя уже не мыслит.
В прошлом году он создал движение волонтеров и за прошедшее время смог заразить энергией более 400 человек. Сейчас каждую неделю волонтеры движения выезжают в один, а иногда два или три детских дома, чтобы встретиться со своими маленькими подопечными и попытаться подготовить их к взрослой жизни, о которой они имеют очень смутное, а чаще негативное представление.
Утром в воскресенье ворота детского дома раскрыты нараспашку — волонтеров здесь ждут. Дети наряжаются, готовятся, волнуются, машут из окон автомобилям, заезжающим на территорию. Воспитатели как могут демонстрируют гостеприимство, порой незаметно для гостей нарушая собственные суровые правила, дисциплину и режим дня.
Дети высыпают навстречу, «разбирают» волонтеров, крепко держат за руки, спрашивают наперебой: «А как тебя зовут? Во что мы будем сегодня играть?» Малыши просятся на руки, старшие демонстрируют независимость, но проявляют плохо скрываемый интерес. Особенно когда узнают знакомое взрослое лицо.
«Ребенку очень тяжело переживать, что его бросили, а именно таких в детских домах большинство», — говорит Андрей. Дети подсознательно ищут в приезжих взрослых надежду. Надежду на искреннюю заботу, любовь, правду. Поэтому те, кто приходит в волонтеры без искреннего желания помочь, как правило, быстро и уходят.
Он чувствует, что у него кто-то есть
Путь к подопечным неблизкий, ребята сознательно ездят в регионы, расположенные за чертой Московской области. Сегодня волонтеры регулярно посещают воспитанников семи детских учреждений в Тульской, Владимирской, Тверской и Калужской областях. Андрей изначально стремился туда, где ощущается больший дефицит помощи, чем в столице.
- Те люди, которые приезжают в качестве волонтеров, работать в детских учреждениях не будут, - считает директор одного реабилитационного центра для детей, они слишком «другие». Осторожно добавляет, что многие проблемы упираются в зарплату: водитель в детдоме получает 10 тыс. руб. в месяц, работая и за дворника, и за сторожа. «У директора приюта 9400 оклад, воспитатели еще меньше получают, даже говорить не хочется Чему мы можем научить детей? Так же терпеть», — говорит женщина.
Воспитатели и администрация детских домов не привыкли общаться с прессой, разрешение на интервью по негласным инструкциям требуется получать где-то «наверху», и они просят не упоминать имен и фамилий. Но просто поговорить здесь все готовы, и все говорят, что очень рады видеть волонтеров.
Иногда воспитателям сложно убедить ребенка, например, учиться хорошо. Один пожаловался Андрею, что когда говорит подросткам об этом, они спрашивают: «А зачем? Чтобы так же, как и вы, получать 4800 руб. в месяц?» Когда приезжают волонтеры и говорят, что без этого невозможно пробиться в жизни, это воспринимается совершенно по-другому. Они делятся с детьми своими мыслями, рассказывают о работе, даже о планах на жизнь. Исподволь они дают какой-то иной, более позитивный, что ли, взгляд на жизнь.
«Ребенок, который совершенно один, вдруг начинает чувствовать, что у него еще кто-то есть», — говорит Андрей.
«Когда я первый раз столкнулась с волонтерами, у меня сразу такой оптимизм зародился, что, может, еще не все потеряно, может, выкарабкаемся», — говорит директор детского приюта. - В нашей безумной жизни, зачастую жестокой и суетной, ты вдруг обретаешь человека, который точно будет тебя ждать».
Елена Малышева
|