БОРЬБА БЫЛА НАЧАЛОМ ИХ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ, БОРЬБОЙ СТАЛА И САМА ЖИЗНЬ
В маленьком городе Трире все были соседями, и потомок Генриха Маркса был вхож в дом прусских аристократов фон Вестфаленов. Тайному советнику Людвигу фон Вестфалену нравился живой и сообразительный сын адвоката Маркса, но вряд ли он мечтал заполучить в зятья молодого человека с неопределенными видами на будущее. Он как будто предчувствовал, что брак с Марксом принесет его дочери много нищеты и страданий. Многочисленные аристократические родственники уже искали для Женни подходящую партию и пришли бы в ужас от подобного мезальянса.
Они обручились тайно
Генриху Марксу очень нравилась дочь советника фон Вестфалена. Но ей было почти двадцать два, а его сыну - всего семнадцать, и отец надеялся, что он поступит в университет и станет серьезным ученым. Кроме того, Маркс-отец, в свое время принявший протестантизм, чтобы сделать карьеру адвоката, сильно сомневался, что родственники невесты согласятся на брак Женни с его сыном.
Карл, получивший впоследствии прозвище "Мавр", почти с африканской страстностью убеждал родителей, что намерения его серьезны и решение жениться на Женни пересмотру не подлежит. В адвокатском доме и в особняке фон Вестфаленов разыгрывались бурные сцены. Но протесты родственников значения уже не имели: Карл и Женни любили друг друга и хотели соединиться во что бы то ни стало.
Они обручились тайно, не предполагая, что между помолвкой и свадьбой пройдет семь долгих лет. Письма их полны нежности, боли и надежды. Они не переставали думать друг о друге, но не знали точно, удастся ли им когда-нибудь пожениться. Нетрудно себе представить, как родня Женни реагировала на ее упорное нежелание выходить замуж за молодых офицеров и банкиров, которые толпились в доме Вестфаленов.
Семь лет Женни, которую в обществе называли "самой красивой девушкой в Трире", "королевой балов", последовательно отказывала потенциальным женихам. А тот, кого ждала эта белокурая и уже стареющая, по понятиям родственников, невеста, в это время переезжал из города в город, из университета в университет, ни на минуту не забывая о своей "зачарованной принцессе". Из Боннского университета он привез три тетради сонетов и других стихов, посвященных Женни.
В 1838 году умер Генрих Маркс, а спустя четыре года - Людвиг фон Вестфален. Женни было двадцать девять, а Карлу - двадцать пять, когда он наконец получил должность редактора с ежегодным жалованьем в 500 талеров. 19 июня 1843 года состоялась свадьба. "Моя невеста выдержала самые тяжелые, даже, можно сказать, опасные для здоровья бои ради меня. Отчасти со своими досточтимыми аристократическими родственниками, отчасти также с моей собственной семьей", - писал Маркс. Борьба была началом их совместной жизни, борьбой стала и сама жизнь.
Бесконечные скитания
Женитьба не превратила оппозиционного редактора Маркса в почтенного буржуа. Женни тоже не была типичной женой: спокойствие и благополучие были для нее желаемыми, но вовсе не обязательными составляющими семейной жизни. Маркс не ошибся, раз и навсегда выбрав Женни себе в спутницы. Она была не просто женой, она была его соратницей, бесконечно преданной их общему делу.
Она на переписывала его статьи, встречалась с его соратниками, собирала архив и талантливо одалживала деньги, когда семья находилась на грани банкротства. Некоторые современники Маркса утверждали, что без Женни он никогда не стал был тем, кем стал. Нет никаких сомнений в том, что учение Маркса - Энгельса отчасти было и учением Женни фон Вестфален.
Вскоре после свадьбы газету, которую редактировал Маркс, закрыли по политическим соображениям. Семья не просто лишилась основного дохода - Карл и его беременная жена вынуждены были отправиться в изгнание. Женни, которая была на четвертом месяце, даже не предполагала, что для нее начинаются бесконечные скитания.
Растущая семья Марксов в первой эмиграции чуть ли не голодала - с Энгельсом, верным другом и спонсором, Карл тогда еще не познакомился. С тех самых пор, как в 1844 году Марксы переехали в Париж, история Европы стала для Женни частью семейной истории. В ее очерке о жизни с мужем переворот Луи Наполеона, революция 1848 года и выход новых трудов Карла упоминаются в одном ряду с корью, которой переболели ее дети.
Семья кочевала из города в город, и везде их преследовало одно и то же: долги и ссуды, которые они не могли вовремя вернуть, бесконечные письма с просьбами о помощи, которые они вынуждены были рассылать. Пальто главы семьи уже было продано, подошла очередь фамильного серебра фон Вестфаленов. Но, отправившись продавать серебро, Карл был арестован по подозрению в краже: слишком уж не похож он был на германского аристократа. Женни, позабыв о себе и дочерях, вынуждена была вытаскивать мужа из тюрьмы. К подобным неприятностям она, правда, относилась как к должному - история с серебром превратилась едва ли не в семейный анекдот.
Младшая дочь Марксов Элеонора утверждала, что ее родители всю жизнь были влюблены друг в друга: "Передо мной лежит любовное письмо отца. По страстному юношескому огню, с которым оно написано, можно было бы думать, что автор его восемнадцатилетний юноша. Но оно отправлено было Марксом не ранее как в 1856 году, когда любимая им Женни родила ему уже шестерых детей".
Жизнь в убогих комнатах, картофельная диета, обыски и аресты - все это отнюдь не укрепляло здоровье Женни и детей. В 1854 году семья переболела холерой. Оказалось, что водопровод был проложен через кладбище. В 1860 году Женни заболела оспой и была близка к смерти. Карла все время мучили гнойные нарывы. В 1881 году Женни после нескольких месяцев страданий умерла от рака печени. Энгельс определил состояние овдовевшего Карла так: "Умерла мать". Мавр, вслед за женой похоронив старшую дочь, а через два года и сам ушел из жизни, ненадолго пережив свою любимую Женни.
На Арлингтонском кладбище в Лондоне они похоронены в одной могиле.
Виктория Шокина
|