КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА
Интерес к патриотическому и гражданскому воспитанию в последнее время в обществе стал неуклонно возрастать. Действительно, за 20 лет, уйдя от прежней советской системы, мы пока не определились, что должно стать духовными скрепами людей разных поколений, живущих в одном государстве. Высмеивая в воспитательных системах советского периода парадность, показушность, помпезность, погоню за мероприятиями, мы фактически пришли к этому, но уже без идеологической начинки и вообще каких-либо целей. И получили результаты, которые далеко не радуют ни гражданское общество, ни саму власть.
Автономная некоммерческая организация «Центр социальных исследований и инноваций», г. Москва разработала проект «Организация и обеспечение модульного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих модели и технологии гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательной среды школы, учреждений НПО/СПО». Он реализуется в 10 регионах РФ (Челябинская область – г. Миасс, Республика Башкортостан – Учалинский район, Москва, Екатеринбург и др.)
И организаторы проекта на первом этапе предложили Интернет-конференцию, в которой бы приняли участие как педагоги и администрация образовательных учреждений, так и родители, и учащиеся. Нужно было понять, как относятся разные возрастные слои нашего общества к представленным видео и печатным материалам и определить, где есть общие точки пересечения, где есть общее согласие. И такие точки нашлись. Люди не хотят бесцельно жить, будь то молодой человек или зрелый гражданин. Люди хотят знать историю и гордиться своей страной. Организаторы проекта предложили возможные варианты участия молодёжи в жизни своих территорий.
Все эти материалы вызвали оживлённую дискуссию среди участников Интернет – конференции. Вот некоторые мнения:
Фомина С.А., преподаватель истории и права , ПУ № 96, г. Златоуст, Челябинская область:
Прямо в точку: "рабское состояние учительства ("ответственность без свободы" и расхлябанное состояние учеников ("свобода без ответственности")." С этим надо что-то делать, сообща, всем миром, стыдно пребывать в таком положении.
Смирнягина М. М. , психолог, лицея № 6. г. Миасс, Челябинская область:
Воспитание ответственности главная задача на сегодняшний день и это качество формируется только в деятельности, поэтому важно создание условий для молодёжи, где бы они могли через проекты, участие в общественных организациях и в других формах активности формировать это качество.
Заутдинов Н., студент Аргаяшского Агротехникума Челябинская область:
Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь?
Сергеева Е.А., зам.директора школы № 10 г. Учалы, РБ:
Своевременный разговор затеяли организаторы проекта. Сегодня очень важно научить учителей вести патриотическое и гражданское воспитание.
Абдуллина Е.Ю., зам. директора школы № 5 г. Учалы, РБ:
Авторы проекта справедливо говорят о том, что без реального участия молодёжи в жизни своего города трудно стать патриотами и гражданами.
Мякишев М., ученик ПУ № 96, Златоуст, Челябинская область:
Я хочу служить в армии, хочу понять, как это у меня получится. Хочу с друзьями вспоминать, как было в армии. Понимаю, что если будет нужно, буду защищать Родину.
Понятно, что это только начало пути. Очень многое ещё предстоит сделать в образовательных учреждениях нашей страны для создания системы воспитания патриотизма и гражданственности. Но первые шаги уже сделаны.
Светлана Махнева, координатор проекта
|