ЛЕОНИД ИЛЬИЧ СТАЛ СИМВОЛОМ ПОРЯДКА И СВОБОДЫ
Тройка «призеров», определенных российскими гражданами в ходе недавнего опроса Левада-центра в качестве лучших правителей страны в ХХ веке — Брежнев, Ленин, Сталин, — уже вызвала немало разнообразных, преимущественно эмоциональных, откликов. Но на итоги опроса куда интереснее смотреть просто как на свидетельство того, каким образом формируется историческое сознание россиян и общественные ценности. Оценивают ведь не столько конкретного деятеля, сколько его образ в собственном сознании, то хорошее или плохое, с чем эта личность ассоциируется.

Ленин действительно «вечно живой»

Брежнев, Ленин и Сталин в данном случае не реальные фигуры, а скорее олицетворение нескольких русских архетипов. Сталин — грозный царь, при котором «не забалуешь», жестокий, зато одолевший внешних врагов. Его нынешняя популярность — прямое следствие культа Победы 1945 года в его сегодняшнем казенно-барабанном виде, победы не народа, а прежде всего государства. А коль государства — значит, прежде всего его первого лица.

Ленин — царь справедливый, «он был за народ». Большинство из нас училось в советских школах, и образ доброго мужичка с лукавым прищуром, вождя революции рабочих и крестьян, совершенной во имя мира и справедливости, из общественного сознания так просто не вытравишь. Куда там — вон мавзолей стоит. А тема социальной справедливости в России чем дальше, тем все более актуальной становится. Так что в определенном смысле Ленин действительно «вечно живой» и через 89 лет после смерти.

Иное дело — Брежнев. С одной стороны, он единственный из всей троицы, кого большая часть населения страны помнит «лично». Это персонаж из анекдотов, добродушный царь-гедонист, который «сам жил и другим давал». (Афганистан, диссидентов, тоскливые партсобрания и начинающийся товарный голод память народная выносит за скобки — зато спокойно было!)

С другой стороны, в отличие от Сталина и Ленина, симпатии к Брежневу вряд ли навеяны прошлой или нынешней пропагандой. Культ «дорогого Леонида Ильича», в отличие от поклонения Ильичу № 1, никто не принимал всерьез с самого начала. В последние же годы, за исключением пары телефильмов, «бровеносцу в потёмках» ничего не посвящалось, в СМИ о брежневских временах говорят и пишут не так часто.

Но память живет, и симпатии к Брежневу, видимо, можно считать наиболее искренними и беспримесными. Поэтому весьма вероятно, что «брежневизация» российской политической системы, начавшаяся с третьим президентским сроком Владимира Путина, — не стихийное явление, а продуманная комбинация: власть подстраивается под настроения и стилистику большинства.

«Нельзя молиться за царя Ирода»


На противоположном полюсе — наименьшей популярности — по результатам опроса оказались Горбачев и Ельцин. Они демонтировали советскую систему со всеми ее позитивами и негативами, но прежде всего до поры до времени ограничили всемогущество государства, характерное для этой системы.

И то, что из трех разных форм патернализма (ленинской — революционной, сталинской — имперской, брежневской — позднеимперской) большинству опрошенных милее всего оказалась наиболее мягкая, брежневская, может служить слабым, но утешением для тех, кто не придает слову «государственник» в российском контексте исключительно позитивный смысл.

Упрек, наиболее часто звучащий в отношении тех, кто не стесняется причислять Сталина или Ленина к уважаемым и даже любимым историческим фигурам, — касается аморальности такого выбора. «Нельзя молиться за царя Ирода», нельзя уважать людей, совершенно очевидно виновных в гибели миллионов себе подобных. Аргумент железный, но он не учитывает двух факторов. Во-первых, рассуждая об истории, люди часто смотрят на нее как бы со стороны, не примеряя на себя.

Во-вторых, история России, к сожалению, почти не дает примеров сочетания порядка и законности, с одной стороны, и свободы и гражданских прав — с другой. Поэтому тот убогий минимум свободы частной жизни при относительном порядке, который предоставляла советским людям брежневская эпоха, и кажется идеалом 56 процентам сегодняшних россиян. Хотя дилемма «порядок или свобода» — заведомо ложная.

Тут, видимо, и находится суть проблемы: единственным возможным источником и порядка, и свободы большая часть общества пока считает не себя, а государство. Да, пусть не в зверином, сталинском, а в несколько более человечном, брежневском, обличье, но тем не менее. Надежда поэтому — только в том, что история — это бег на очень длинную, если не сказать бесконечную, дистанцию, творится она каждый день, а общественные симпатии и антипатии — вещь изменчивая.

Ярослав Шимов

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июнь 2013

Специальное предложение

Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!