МИГРАНТЫ ПОСЕЛИЛИСЬ В МОСКВЕ СО СВОИМ «САМОВАРОМ»
Социальный и этнический облик российской столицы в последние десятилетия значительно изменился. Москва по-прежнему является многонациональным городом: среди ее жителей представлены украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, белорусы, грузины, молдаване и еще группы разных этносов. Согласно данным этнологов 60% русских москвичей являются «коренными», т.е. уроженцами столицы, остальные 40% - приезжие. И как любой мегаполис становится резервуаром для накопления межкультурных различий и социальных противоречий, зачастую принимающих форму этнокультурного противостояния.
Негативное отношение к приезжим
Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты, нацеленные прежде всего на заработки, и те, кто ориентирован на постоянное жительство в Москве. Последние в своих стратегиях адаптации ориентируются на социально-культурную целостность мегаполиса, проявляют стремление освоить навыки русскоязычной московской культуры, что обеспечивает им значительные преимущества в дальнейшей интеграции в столичную жизнь. Временные трудовые мигранты, в своей повседневной жизни следуют своим социально-культурным нормам поведения, традиционной для себя культурной среды, которые не всегда вписываются в интегрированное московское сообщество, вызывая значительное отторжение со стороны «коренного» сообщества.
Москвичи, как и жители других крупных российских городов, часто демонстрируют негативное отношение к приезжим. По данным опросов, раздражение этого «коренного сообщества» в первую очередь вызывают молдаване, таджики, китайцы, грузины, цыгане, армяне, чеченцы. Жителям столицы не нравятся их внешность, образ жизни, поведение, характер, то, что эти люди не считаются с обычаями и нормами поведения, не обладают необходимой культурой и не умеют себя подобающе вести. Суть, однако, в том, что они также являются жителями столицы.
В целом и те, и другие - это противоположные полюса одной категории – «москвичи». Независимо от этнической принадлежности, трудовые мигранты и приезжие, не интегрированные в стандарты московской культуры, часто воспринимаются москвичами «со стажем» как претенденты на блага столичной жизни, как однородная группа со своими интересами и целями. Как показывают этноисследования, благодаря мобильности, знанию русского языка, стремлению к занятости и заработкам, временные трудовые мигранты и переселенцы из стран бывшего СССР обладают большой способностью к выживанию в Москве. Их мотивационный экономический потенциал (стремление работать и зарабатывать) часто оказывается выше, чем у «коренных» москвичей, поэтому претензии на экономические и политические ресурсы могут провоцировать защитные настроения «принимающей стороны».
Взаимная адаптация
Почти половина жителей Москвы видят в миграции и этнических мигрантах источник проблем для себя и города, не замечая пользы, которую получает столица от привлечения рабочей силы. В глазах москвичей мигранты выполняют в основном функции рыночных торговцев, уборщиков, неквалифицированных строителей, дворников.
Подобное распределение способствует тому, что культурные различия становятся заметными и закрепляются на уровне массового сознания как доминирующие. В ситуациях, когда люди оказываются разделенными не только культурной, но и статусной границей, наблюдается эффект увеличения воспринимаемых межкультурных различий, увеличения культурной дистанции, в результате чего создается реальная почва для формирования негативных межэтнических установок.
Чем более «равным» с московским станет социальный статус приезжего, т.е. если он будет образован и культурен, с уважением относиться к культуре принимающей стороны, соблюдать нормы урбанистического образа жизни, тем более вероятными будут тенденции формирования дружественных установок в его адрес.
С одной стороны, приток приезжих трудоспособного возраста оказывает положительное влияние на экономику и демографию, с другой - не способствует сохранению высокого образовательного уровня москвичей. Среди иммигрантов лишь 20% имеют высшее образование.
Коренные москвичи (или приезжие, но уже нашедшие себя и вписавшиеся в социальную жизнь мегаполиса) - это интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной культуры. Поэтому, если, в конечном счете, самоидентификация «я-москвич» станет для мигранта более значимой и престижной, чем его этнокультурная или локальная, земляческая идентичность, то можно с уверенностью предполагать, что процессы взаимной адаптации станут успешнее, и установки принимающей стороны будут изменяться в сторону толерантности. Идентичность «мы-москвичи» станет не столько ареной социальных и межэтнических противоречий, сколько полем социальной солидарности и сотрудничества.
Анатолий Уралов, социолог
|