НЕСТАНДАРТНАЯ ДЛЯ ДЕВУШКИ ПРОФЕССИЯ
Помогать людям – призвание спасателя Ксении Шевалье. Она родилась с этим желанием – приходить на помощь. Ксения рассказывает о том, как уговаривала руководство принять ее на службу и почему русский дух и французская кровь помогают ей в работе.
Либо ты годен, либо нет
- Ксения, вы спасатель. Как вы выбрали такую необычную профессию?
- Первые шаги делала еще будучи волонтером. Мы искали пропавших людей с организацией «Лиза Алерт». Потом я выходила в усиление волонтером в организации «Спас-резерв». Мне приходилось работать не только на воде, но и участвовать в разборе завалов, в выездах с использованием альпинистского снаряжения. Я проходила стажировку спасения в горах, в прошлом году поднималась на Эльбрус, где мы строили спасательную станцию. То есть делом спасения занимаюсь уже долго - шесть лет.
А на должности спасателя я работаю только шесть месяцев. Три года мне пришлось убеждать руководство в том, что я могу выполнять эти обязанности. В итоге мне дали шанс.
- Как пришлось доказывать свою «профпригодность»?
- Прежде всего пришлось освоить разные специальности. У нас каждые два года проходит аттестация. За эти два года спасатель должен овладеть двумя-тремя новыми специальностями и продемонстрировать их аттестационной комиссии. Сначала я училась шесть месяцев на спасателя и сдала шесть экзаменов, в том числе физическая подготовка. В МЧС не существует мужского или женского норматива. Либо ты годен для работы спасателем, либо нет.
- Вы единственная женщина в Москве среди спасателей на воде. Как вас принял коллектив?
- У нас очень дружелюбные ребята. Потому что в спасатели может пойти только человек с добрым сердцем.
- А люди часто удивляются, узнав, кем вы работаете?
- Да, постоянно. Это нестандартная для девушки профессия. Здесь нужно иметь больше мужских качеств.
Энергия в мирных целях
- Вы спасали кого-нибудь?
- Конечно, приходилось. Как ни странно, один из самых сложных случаев в моей практике был, когда мы вытаскивали собаку из колодца. Нас вызвали ночью, в дождь. Собаку сбила машина на Третьем транспортном кольце, и она упала в коллектор, где ее полностью завалило отходами и мусором. Мы ее доставали полтора часа. Потом барбоса передали в ветеринарную клинику, где ему «починили» перебитый позвоночник. Теперь до сих пор ездим к нему в гости, навещаем.
А при спасении людей все доведено до автоматизма, поэтому сложностей не возникает: вытащил, поговорил с человеком, если он в сознании, узнал, где и что болит и, если нужно, передал медицинским службам.
- А раньше вы чем занимались?
- Я десять лет работала в судоходной компании менеджером по логистике, занималась перевозкой грузов.
- И как же вы решили перевернуть свою жизнь?
- Я постоянно чувствовала в себе силы, и мне хотелось их применить. Коллеги даже не удивились, когда я уволилась с работы, чтобы прийти сюда. Это было ожидаемо, потому что я всегда была активным человеком. Только раньше это был экстрим, а теперь я использую энергию, так сказать, в мирных целях.
- При такой традиционно мужской работы легко ли вам оставаться женщиной?
- Пока я нахожусь на станции, я стараюсь сделать упор на свои мужские качества, здесь не место женственности. Естественно, когда я сменяюсь и выхожу за ворота станции, я стараюсь как можно больше подчеркнуть свою женственность.
Когда я не на работе, я горжусь, что я девушка!
- Расскажите о своей необычной фамилии. Откуда она?
- Это фамилия моей прабабушки. Я взяла ее недавно, а до этого у меня была фамилия отца. Моя прабабушка была француженка, которую сослали в Казахстан вместе со многими другими иностранцами: немцами, поляками и так далее. Я родилась в Твери, отец у меня военный, и с трехмесячного возраста я с ним ездила по всей России. Сменила 6 школ, переезжая из города в город. И этот кочевой образ жизни перешел у меня во взрослую жизнь. У меня русский дух и французская кровь.
Всегда получала вежливый отказ
- Ксения, вы любите путешествовать?
- Постоянно, как только появляется свободное время. Мне, как и любому человеку, нравится узнавать что-то новое. Но места, где мечтала бы жить, я не встречала. Считаю, что можно нигде не оседать, а жить постоянно в движении. Уехала в Тибет – окунулась в монашескую жизнь, потом уехала на Бали, позанималась серфингом. Я была в Африке и 30 дней жила вместе с местным населением, изучала их культуру. Я воспринимаю планету как большой дом.
- А кем вы хотели стать в детстве?
- Военным врачом. Думаю, это папа повлиял с его работой. Но детская мечта не сбылась. Я серьезно увлеклась акробатикой, и осталась с бабушкой в Казахстане. Потом нужно было выбирать профессию. Лучшее, что я для себя тогда присмотрела, было педагогическое училище. Мне необходимо было еще пару лет посвятить спорту, уехать я пока не могла, и в это время хотелось еще чем-то заниматься. Я отучилась 4 года на учителя начальных классов и год отработала в школе.
Потом я переехала в Москву и поступила здесь на юридический. Совмещала специальности логистика и адвоката, провела несколько дел. Интересное занятие, но все же не мое. Я постоянно искала применение своей силе и стремлениям. И параллельно всегда участвовала в спасательных действиях.
Но обращаясь к руководству МЧС, всегда получала вежливый отказ. Они советовали учиться, и я училась. Стала альпинистом, получила права на управление катерами и мотолодками, прошла курс обучения на водолаза, что было практически невозможно. Ведь девушка в представлении мужчины – слабое существо, и такая работа ей не подходит.
- Можно личный вопрос? У вас есть семья?
- С моей специальностью это невозможно. Я была замужем 14 лет, но жили мы вместе только два года. Потом муж сказал, что ему надоело каждый вечер думать, вернусь я живой или не вернусь. Мы развелись год назад, хотя вместе уже давно не живем, просто общаемся иногда как приятели. Я решила оформить все бумаги только потому, что мне намекнули, что семейному человеку не место в рядах спасателей. Наверное, я когда-нибудь обзаведусь семейным очагом, только немного попозже. А сейчас мне хватает моей любви к людям.
Мария Соколова
|