КОМПАНИИ ЖКХ В АМЕРИКЕ СТАРАЮТСЯ РАБОТАТЬ МАКСИМАЛЬНО КАЧЕСТВЕННО, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ КОНТРАКТ В БУДУЩЕМ
Представить себе иностранца, работающего на руководящей должности в российской жилищной сфере, прямо скажем, непросто. Зато в американской сфере коммуналки наш человек, оказывается, вполне может себя реализовать. Яркий пример тому — Наталья Евстигнеева, которая за 20 лет пребывания в Новом Свете стала старшим вице-президентом компании Transwestern, занимающейся управлением недвижимостью. Мы побеседовали с ней об особенностях коммунальных услуг в Штатах и их сопоставимости с российскими реалиями.
Конкуренция огромная
— Наталья, американское ЖКХ — это ваш осознанный выбор?
— Вообще, по образованию я преподаватель английского языка. Работала переводчиком, была сотрудником российско-американского предприятия. В конце 1990-х оно закрылось, мне было 50 лет, а на новую работу меня брать не хотели. К тому времени у меня уже была Green Card, и я решила попробовать найти работу в США, зная, что в Америке отношение к 50-летним противоположное: считается, что человек накопил определенный опыт и имеет устоявшееся мировоззрение. Так я устроилась в компанию, в которой работаю и по сей день. Впрочем, на первой должности я занималась вскрытием почтовых конвертов и другими, не самыми почетными вещами. Это заставило меня пойти учиться.
— Какую специальность вы получили?
— Вначале я получила лицензию на деятельность в области недвижимости, а затем за два года получила сертификат управляющего недвижимостью. Теперь я работаю в департаменте, занимающемся управлением коммерческой недвижимостью — офисными зданиями, торговыми центрами... При этом хорошо представляю себе, как в США выстроена система ЖКХ для рядовых граждан.
— В чем американская коммуналка расходится с российской?
— Ясно, что американцы, так же как и россияне, хотят, чтобы в доме было тепло зимой и не жарко летом, чтобы подъезд был чистым и мусор вывозился своевременно. Для выполнения этих задач жильцы выбирают комитет или совет, принимающий решения и составляющий бюджет. Он же разрабатывает рекомендации по оформлению и поддержанию внешнего вида холлов и коридоров, озеленению. Эти рекомендации проводятся в жизнь управляющими компаниями.
— Расскажите о том, какие жилищные услуги оказывает управляющая компания.
— Управляющая компания обеспечивает предоставление услуг для нормального функционирования здания и комфортного проживания жильцов. Для этого она заключает контракты с компаниями, которые осуществляют обслуживание лифтов, вывоз мусора и тому подобное. Компании, с которыми заключаются контракты, отбираются на конкурсной основе. Штатные сотрудники самой управляющей компании оказывают элементарную инженерную поддержку вроде замены перегоревших лампочек и ликвидации засоров.
— А конкуренция между управляющими компаниями большая?
— Конкуренция огромная. Контракты, как правило, заключаются на один год. Это стимулирует компании предлагать конкурентные цены. А те компании, которые уже имеют контракт, стараются работать максимально качественно, чтобы не потерять его в будущем.
Тарифы не растут
— А что в США с коммунальными услугами?
— Здесь ситуация во многом схожа с российской — каждый жилец несет ответственность за оплату коммунальных услуг по личным счетам. Телефон, газ, электричество и вода оплачиваются напрямую в соответствующие компании.
— Но тарифы наверняка не растут с такой же завидной регулярностью, как у нас?
— Устойчивого роста нет. Если он происходит, то связан с затратами компаний на увеличение производственных мощностей, что в результате отражается на тарифах. Немалую роль играют цены на мировом рынке, в частности на электроэнергию и газ. Рядовой американец может сократить свои расходы лишь за счет снижения потребления.
— Правильно ли я понимаю, что государство ни на федеральном, ни на региональном, ни на местном уровне не вмешивается в происходящее с ЖКХ?
— Действительно, роль властей в организации системы ЖКХ — нулевая. Кондоминиумы функционируют в частном секторе и подчиняются законам рыночной экономики. Однако каждая сфера ЖКХ юридически регламентирована, я говорю о стандартах противопожарной безопасности, качества воды и прочих системах, связанных с безопасностью жизни. Проводятся обязательные проверки. В случае несоответствия установленным стандартам и требованиям на компанию накладываются штрафные санкции.
— Насколько оперативно работники сферы ЖКХ реагируют на возникающие у жильцов хозяйственные проблемы?
— Отношения между жильцом и компанией ушли в интернет. Зачастую управляющие компании имеют свои веб-сайты. Жильцу присваивается пароль, и тот получает доступ к интересующей его информации — страховка здания, последние решения комитетов, работающих в разных сферах, график заседания совета жильцов. Помимо этого жильцы могут оставить заявку менеджеру здания на выполнение какой-то работы в их квартире.
Менеджер передает заявку инженеру, если он в состоянии выполнить это задание. Инженеры могут легко попасть в квартиру в случае ЧП — протечки или пожара, так как жильцы сдают ключи от квартиры управляющему зданием. Так что реагирование происходит оперативно.
— Какие сильные стороны американского ЖКХ могли бы быть позаимствованы в нашей стране?
— Если честно, то никаких рецептов того, "как поднять российское ЖКХ", у меня нет. Ясно только, что в основе любых действий должно лежать право, а ответственность должна быть четко распределена.
Беседовал Сергей Мельников
|