ОНА МНОГО ПОТРУДИЛАСЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБРАЗ ГОСПОДА ПРОСИЯЛ НА ИКОНАХ
Ушла из жизни Ксения Михайловна Покровская, известный иконописец, реставратор, эксперт по иконографии, стоявшая у истоков возрождения этой традиции в России. Родилась и жила в Москве, окончила Московский государственный университет по специальности «биофизика», готовилась защищать диссертации, но, придя в Церковь, оставила науку ради иконописи. Она получила на это благословение своего духовника, о. Александра Меня. Это было в 1969 году.
На верующих смотрели как на изгоев
В те времена икона отнюдь не была в моде, Церковь жила в трудных условиях: храмы закрывались, на верующих смотрели как на изгоев. Иконописное творчество тогда, казалось, не могло иметь перспектив. Тем не менее, советуя Ксении заняться иконописанием, о. Александр Мень, говорил: пишите, лет через двадцать к этому искусству будет такой огромный интерес, что писать иконы начнут многие, и появится необходимость в учителях.
В этом было пророческое прозрение пастыря. Ксения Покровская не только стала высокопрофессиональным иконописцем, но и талантливым учителем, педагогом, умеющим передать свое мастерство другим. Немало ныне живущих и пишущих иконописцев учились у нее. Покровская была основательницей и членом попечительского совета иконописного общества «Изограф», одним из участников и организаторов первой выставки современной иконы в 1989 году.
В 1991-м Ксения Михайловна вместе с семьей переехала в США, стала активной прихожанкой Православной Церкви в Америке. Вокруг нее и здесь сложился круг учеников. Среди них были не только русские, но и греки, американцы, эфиопы, итальянцы, мексиканцы, наряду с православными — католики и протестанты, словом, все, кто хочет постигнуть великую традицию православной иконы. Она основала иконописную мастерскую в г. Шерон (шт. Массачусетс, США).
Выставки работ Ксении Покровской проводились на 10-м и 11-м Соборах Православной Церкви в Америке в 1992-м и в 1995-м. Ее работы находятся во многих храмах Америки, где ее ценили и как эксперта. Нередко к ней обращались не только иконописцы и те, кто заказывал иконы, но также коллекционеры, искусствоведы и галереисты. И все запомнили Ксению Михайловну как человека не только талантливого и очень тонко воспринимающего красоту, но и отзывчивого, остроумного, умеющего видеть и ценить людей.
Ксения Покровская тихо отошла к Господу. Верим, что Господь примет ее душу, ибо она столько потрудилась для славы Его, для того, чтобы Его образ просиял на иконах, фресках, в сердцах людей.
Ирина Языкова
|