РУССКИЕ С АРМЯНСКИМИ ПАСПОРТАМИ
На севере Армении есть островок России - село Лермонтово, где живут потомки “духовных христиан”, изгнанных из нашей страны за свободомыслие. Они смогли сохранить язык, традиции, культуру, но теперь не знают, кто они: русские или армяне.
За полтора века они не забыли свой язык
Знакомство с армянскими молоканами мы завязываем в прямом смысле на бегу. Шесть утра. Из-за гор медленно поднимается солнце, рассеивая туман. Русские женщины из лермонтовской сельской общины с бидонами молока едут в город Ванадзор. Каждая хозяйка ходит по квартирам - к своим клиентам. Молочницы всех своих клиентов знают и сроки поставок соблюдают четко. Так и таскают по 10 литров “на ногах” - вверх-вниз по крутым улицам и лестницам подъездов. На севере Армении считается, что молоканское молоко лучшее, потому что русские всегда в чистоте коров держат.
Да, молокане - русские. Русские с армянскими паспортами, потомки духоборов из южных губерний Российской империи, переселенные сюда в первой половине XIX века. За полтора века они не только не забыли свой язык, не слились с местным населением, но и, сохранив собственную культуру, стали своеобразной частью культуры армянской.
Движение “духовных христиан”, как называют себя молокане, зародилось в конце XVIII века. Его приверженцы отрицают посредников между богом и людьми, не признают икон, священников, церквей. Каждый человек вправе читать и толковать Библию. И молиться наравне со всеми - в молельном доме. В чем-то их вера похожа на течение протестантизма в Европе: та же строгость в жизни и соблюдении правил, но свобода в действиях, самостоятельность любого члена общины. Свое название они связывают с фразой из Первого послания апостола Петра: “Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко”.
Есть и другая версия. “На Кавказ нас отправили на погибель, а мы не сгинули. Мало канули. Отсюда и молокане”, - говорят жители армянского Лермонтова. Действительно, своим свободомыслием (у них даже пресвитер - единственный церковный чин - выборный) много лет назад молокане не угодили властям - в 1830 годы специальным указом императора Николая I целые деревни были изгнаны в северокавказские и закавказские районы. И неугодных удалили, и границы страны укрепили.
А они не канули. Обосновались в горных районах Армении, построили дома с резными наличниками, посадили березовые рощи. Молокане всегда были сильными, крепкими хозяевами. Лениться у них не принято. Земли в горах скудные, много труда пришлось приложить, чтобы их вспахать, урожай собирать. Благодаря молоканам в высокогорных районах появились железные плуги, бороны, воротилки, веялки. Особенно они преуспели в огородничестве. До сих пор в Армении славится их капуста. Многие говорят, что у молокан уникальный сорт и свои секреты по закваске. Их капуста знаменита на всю страну. Ее в Армении так и называют - молоканской.
В горном Лермонтове около 200 лет сохраняется русская традиция пить чай из самоваров и есть борщ деревянными ложками.
Новый резкий поворот
Любопытно, что и во времена совхозов-колхозов за всеми советскими правилами молокане не изменились. В каждом доме до сих пор на столах лежат раскрытые священные книги. Мужчины, поженившись, не стригут бороды. У стариков они тут длинные, ухоженные, белые. Такие же белые, как праздничные передники у женщин - еще один атрибут молокан. В них хозяйки ходят в молельный дом, где соседи (а молельные дома расположены в разных концах села) собираются вечером и в праздники. Вера молокан не требует ни специальных зданий, ни дорогой утвари, поэтому, наверное, на них и не обращали внимания в советское время.
Самое распространенное женское имя в армянском Лермонтове - Мария, мужское - Андрей. Один из Андреев - молодой парень, не умолкая рассказывает нам, как служил в России, работал в милиции в Питере, бывал в Москве. А еще о том, как грешат те, кто живет вместе не в браке, кто курит и пьет, - у молокан это не принято. О том, как армяне в разгар национального напряжения хотели деревни молокан вырезать, но Бог их спас, наслав большое спитакское землетрясение: оно разрушило несколько городов, а Лермонтово, расположенное ровно между ними, не пострадало.
Конечно, далеко не всем рассказам мы верим: слишком много натяжек. Но общая тема враждебности мира и его хрупкости повторяется снова и снова. Молокане два века живут в этих горах. Пришли сюда из-за своей веры, стали частью местной среды. А сейчас история сделала новый резкий поворот: молокане были русскими, а стали армянами. И дело не в паспорте - горы они любят и уезжать не хотят. Но дорогу, благодаря которой люди держали связь с миром, закрыли. С русским языком все реже и реже теперь найдешь работу. Молоком заработаешь только “на булавки”. Хорошо, в русскую школу Россия пока присылает учебники, но тоже редко.
Лермонтово сейчас - заповедник правильной русской речи. Без иностранных слов, лишних междометий и городской брани. Зато то там, то тут слышится ненавязчивое оканье или мягкость согласных на конце слов. Здесь много светловолосых и голубоглазых детей. За ними смотрят бабушки и дедушки. Отцы, а иногда и матери - на заработках. Кто в Ереване, но чаще всего в России - Краснодаре, Ростове, Москве. Вот только там они сразу перестают быть русскими - становятся армянами, приезжими, чужими. И не могут ни в России гордиться своей историей, ни в Армении жить так, как жили их отцы и деды. Вот и разъезжаются по миру, забывают свои традиции. Растекаются как молоко из разбитого бидона.
Хватит ли им прочности противостоять истории сейчас? Нужна ли искусственная поддержка русского островка в Армении со стороны нашей страны, которую она, правда, не горит желанием оказывать? Или в соответствии с дарвиновской теорией о естественном отборе надо оставить молокан в покое и посмотреть, насколько крепок их фундамент? Справятся ли они с еще одной попыткой их “выжить”? Теперь уже не географически, а морально. Смогут ли выстоять, сохранив свою идентичность, русскость? Жаль, что Россия своим безразличием как раз и поддерживает такой эксперимент - никак не пытается помочь спасти важный и еще живой отрезок нашей общей истории.
Мария Ващук
|