СМЕЛАЯ ПИОНЕРКА
Сегодня отмечает юбилей Лия Ахеджакова. Когда в 2008 году Лии Ахеджаковой вручали «Звезду Театрала» с формулировкой «За гражданское мужество», она с благодарностью приняла награду, но явно была уязвлена тем фактом, что театральную премию ей присудили не за театральную работу. Но гражданское мужество Ахеджаковой – это то, что отличает ее от большинства коллег по цеху, в том числе именно в профессиональном смысле.
Жажда справедливости
Когда в артистке Ахеджаковой обнаружилось это обостренное чувство справедливости, когда не можешь пройти мимо гнусности, когда не можешь промолчать, когда стыдно спрятаться за спинами других, когда внутри все начинает клокотать от возмущения? И ничто тебя не может сдержать – ни корпоративная этика, ни боязнь за близких, ни возможные последствия?
В ней навсегда сохранилось что-то пионерское, мальчишеское, упрямое. В ту пору, когда начиналась ее театральная жизнь, термин «травести» еще упоминался только в одном значении – актерского амплуа, когда взрослые актеры исполняют роли мальчиков и девочек. В ТЮЗе Лия на всю жизнь подружилась с Инной Чуриковой и научилась убедительно изображать смелых пионеров, развязных хулиганов, двоечников и отличников, а также мухоморов, поросят, осликов и даже курьи ножки у сказочной избушки.
Больше 15 лет своей актерской жизни она отдала детям! Теперь кажется, что в «Современнике» она была всегда. Тот «Современник» середины 70-х не просто принял ее, как родную, а словно и ждал ее все эти годы. До такой степени они совпали: театр и актриса, труппа и человек. Совпали по всему: по образу мышления, по способу восприятия жизни, по чувству юмора и чувству идейного братства, по внутреннему необозримому желанию не подчиняться, не прогибаться, не унижаться.
Звезду кино из нее сделал Эльдар Рязанов, и сегодня, когда слушаешь ее выступления на акциях протеста, нет-нет да вспомнишь «младшего научного сотрудника» Елену Павловну Малаеву и в который раз спросишь себя: «А не с «Гаража» ли все началось?»
Нет, конечно. Это просто Рязанов безошибочно угадал в ней эту жгучую жажду справедливости, которая делает маленького незаметного человека настоящим бесстрашным героем, когда на подвиг тебя толкает не тщеславие, не стремление всех удивить, а просто невозможность поступить по-другому, потому что иначе ты будешь презирать себя всю жизнь.
Именно поэтому она ходит на судебные заседания, подписывает письма и выходит на митинги. Жизнь и профессия для нее неразделимы, потому что со сцены она декларирует те принципы и заповеди, по которым живет сама, и никто никогда не посмеет обвинить ее в лицемерии, в двуличии, в двойных стандартах.
В спектакле Театра наций Circo Ambulante Андрей Могучий придумал для нее роль, которую она должна была сыграть рано или поздно, – роль Дон-Кихота в юбке, маленькой упрямой женщины Марии, которая выходит на бой с Кощеем, заменив своего павшего мужа. Кому как не Ахеджаковой произносить подобные слова: «Знаю, что говорю вам, ибо прозрела после удара по голове и вижу все в истинном свете! Не держим мы больше клятв и обещаний своих, забыли о чести и достоинстве, благородстве и великодушии. Мы сидим в своих норах, уткнувшись в тарелки, не видя ни звезд, ни солнца над головами. Очнитесь! Вы же свободные люди. Поднимите головы, вы увидите над собою небо. Я освобождаю вас. Вы свободные люди».
Ксения Ларина
|