ЗАВЕДЕНИЕ С МОДНОЙ ПУБЛИКОЙ ВМЕСТО МУЗЕЯ
Недавно я побывал на весьма странном мероприятии. Дело происходило в Музее декоративно-прикладного искусства. Новая дирекция пытается сделать из запылившегося и полуразвалившегося хранилища мебели и посуды актуальное и модное место. Означенная акция должна была приблизить этот счастливый для музея день. Выглядело все следующим образом: в усадебном дворе раскинули палатки с пиццей и коктейлями, поставили музыкальный центр и собрали через социальные сети роллеров и скейтбордистов. Чтобы событие не казалось совсем уж пикником на обочине, всем желающим выдавались листки с «точками», которые надо было найти и получить там отметку. За правильно обнаруженные точки бесплатно выдавались еда и питье.
Бездумный сыр-бор
Некоторое число «точек» или, если угодно, маршрутов пролегало через залы самого музея. Это надо было видеть: мимо абрамцевской резьбы и врубелевских скульптур неслись группы хипстеров в поисках заветного пункта. Ошалевшие смотрительницы уже отчаялись сдерживать напор «посетителей». Короче, залы превратились в коридор младшей школы во время перемены.
Весь этот довольно глупый и бездумный сыр-бор можно было бы списать на уровень креатива конкретного заведения. Но проблема в том, что такого рода вещи наблюдаются почти повсеместно и становятся правилом. Вместо реального привлечения посетителей – сбор тусовки, а вместо выставочной и просветительской работы – пиар и культмассовые акции.
Судите сами: не так давно на должность директора Музея Москвы, в чьем хозяйстве немалое количество залов, была назначена Алина Сапрыкина. И что же первое сделала новопоставленный директор? Объявила о запуске кинотеатра документального кино, устроила несколько развеселых молодежных гуляний во дворе Провиантских складов. При этом уровень выставок остался на дико провинциальном уровне.
Ни один критик о них всерьез не написал. Впрочем, на них никто из «адресной» публики и не смотрит. Ведь главное – это некое шумное событие, которое может совпадать с вернисажем, но к музейной работе не относится. Короче, надо красиво гульнуть, как в нынешнем Парке Горького, – с дизайнерскими гаджетами, с креативной закуской, с модно одетой публикой.
Никто не спорит – пора выводить музейную жизнь из пенсионерского болота. Но делается это в обход, собственно, музеев. Речь почему-то не идет о новом восприятии искусства, истории, литературы и вообще всего того, что музеи хранят и выставляют. Есть замечательное правило: не знаешь, что делать со скучающими людьми, просто налей им выпивки, они сами себя развлекут.
Оставьте гулянья чиновникам
Вот и с новыми директорами наших музеев примерно та же история: первое, о чем они заявляют в программных речах, – о создании хорошего кафе. В итоге музей начинает восприниматься большинством критиков как «заведение с модной публикой». То есть еще один ресторан (кинотеатр, концертная площадка), где по какому-то недоразумению остались висеть картины. До последнего момента такой типично пиаровский и менеджерский подход распространялся на учреждения либо частные, либо живущие на обочине музейной жизни.
Но вот на пост директора Пушкинского музея назначают Марину Лошак. И тут вдруг и у покровителей нового директора начинают проскакивать заявления о «другом» музейном менеджменте. Опять же про кафе, про интернет-доступ, про навигацию, про актуальность и прочее. Всем объявили, что у Марины Лошак нет опыта работы в музейной сфере – она скорее галерист. Но этот факт подается с некоей бравадой: вот сейчас мы вам покажем, как надо жизнь устраивать.
В социальных сетях появилось обращение г-жи Лошак, которая просит посылать на ее адрес всевозможные предложения, что изменить в ГМИИ, как сделать его еще лучше. Отвечу лично от себя: Марина Девовна, делайте хорошие выставки. Не привозные, созданные за рубежом, которыми нынче более-менее пробавляется Пушкинский, а свои, с интересной концепцией, с редкими вещами, с неординарным дизайном и умными каталогами. Оставьте гулянья чиновникам и сельским клубам.
Сергей Соловьев
|