БОЛЬНИЦА НА КОЛЕСАХ
Память о великом русском враче Матвее Яковлевиче Мудрове (1776-1831), одном из основателей русской терапевтической школы, военной гигиены, первом директоре медфакультета Московского университета увековечена в России названием передвижного консультационно-диагностических медицинского центра на базе железнодорожного поезда "Терапевт Матвей Мудров".
Поезд на случай войны
История санита́рных по́ездов началась еще в XIX веке. Так назывался железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, имеющий в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки.
4 декабря 1876 года вышел императорский указ о формировании 14 санитарных поездов "на случай войны". 20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала. Одним из врачей на этом поезде был Ф. Ф. Шперк, который позднее напишет сочинение: под названием "Санитарный поезд № 1 имени Государыни Императрицы и его 16-месячная деятельность во время войны 1877-1878 гг.".
Уже в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов санитарные поезда русского Красного креста перевезли свыше двухсот тысяч больных и раненых. Большое количество санитарных поездов в России было сформировано в период Русско-японской и Первой мировой войн.
Однако наибольшее количество больных и раненых санитарные поезда эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. По свидетельству участников войны фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов, тогда как Красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких лётчиков.
В настоящее время в России действуют пять передвижных консультационно-диагностических центров на базе железнодорожных поездов: "Здоровье", "Святитель Лука", "Терапевт Матвей Мудров", "Академик Федор Углов" и "Хирург Николай Пирогов". Каждый такой диагностический центр состоит из восьми переоборудованных пассажирских вагонов. В поезде есть аптека, где можно сразу после осмотра приобрести необходимые лекарства. Один вагон оборудован дизель-генераторными агрегатами, обеспечивающими полную автономность энергоснабжения.
"Терапевт Матвей Мудров" один - из пяти передвижных консультационно-диагностических центров. Этот центр приписан к "Отделенческой поликлинике на ст. Хабаровск-1 Дальневосточной железной дороги. Помимо этой дороги центр обслуживает по договорённости Забайкальскую железную дорогу, восточную зону БАМа на Восточно-Сибирской железной дороге, южную часть Якутии. В 2013 году поезд уже совершил более 70 рейсов и оказал медицинские услуги 64 тысячам пациентов.
Александр Орлов
|