НАСТОЯЩИЙ ФОРПОСТ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ
Каждый год пред Успением православные христиане ходят крестным ходом от эстонской деревни Васкнарвы до Святой горы, на которой расположен Пюхтицкий монастырь. Впечатлениями от участия в соборной молитве делится Алексей Коровин.
Этой традиции почти двести лет
От монастыря до Ильинского скита добираемся на автобусах и машинах. Ещё темно, начало шестого утра. В потёмках добираемся до скита, впереди — Литургия и крестный ход с иконой Успения Божией Матери от деревни Васкнарва, расположенной на юго-востоке Эстонии, до Святой горы в селе Куремяэ, на которой воздвигнут Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Паломникам предстоит сегодня пройти 32 километра.
Среди участников крестного хода — семьи с маленькими детьми на колясках и инвалиды-колясочники, которым, сменяя друг друга, помогают другие паломники, монахини и послушницы, молодёжь, немало и пожилых людей. Так, нам встретилась семидесятивосьмилетняя паломница со стажем уже трёх крестных ходов.
Этой традиции почти двести лет. Прерванная в 1940 году под нажимом новых властей Эстонии, традиция идти крестным ходом в Пюхтицу была возобновлена в 1997 году, когда пять паломников прошли от Васкнарвы до Святой горы. Через год количество участников удвоилось, а сейчас, в августе 2013 года, в этом шествии участвуют уже сотни паломников.
Неслучайно вчера одобрительно кивал головой духовник обители игумен Самуил:
— Много народу. Люди хотя бы в конце лета решили сделать что-то полезное для души.
Первый раз я оказался в Пюхтицком монастыре летом далёкого 1993 года. Мы поехали в паломническую поездку с другом-однокурсником. Так случилось, что в поезде мы познакомились с монахом из Свято-Данилова монастыря, иеродиаконом Тихоном, с которым и провели неделю вместе, проживая в одной келье. Вспоминаю эту неделю как удивительную вспышку тепла и света.
Мы с другом бывали на службах, купались в источнике, ходили на монастырскую пасеку и много гуляли по Принаровью, чудесному краю, в котором русские люди поселились шесть с лишним веков назад. Было у нас и послушание, правда, совсем не тяжёлое,в отличие от работ, на которых заняты сёстры: нам надо было соскоблить старую, уже шелушащуюся краску со стен одной из построек обители. Вернулся я Пюхтицу только через двадцать лет, зато мы приехали всем семейством.
Делатели добра и любви
«Сделавши добро, не кайся». Именно эти слова вышиты на скатерти, подаренной обители княгиней Е. Д. Шаховской, которая вместе с мужем Эстляндским губернатором кн. С. В. Шаховским долгие годы помогала обители и была похоронена вместе с супругом под сводами Сергиевского храма. Эта скатерть сейчас хранится в мемориальной комнате отца Иоанна Кронштадского, который благословил создание обители в 1891 году. Многих своих духовных чад кронштадский пастырь направлял в этот монастырь со ловами: «Идите в Пюхтицу; там три ступени до Царствия Небесного».
Крестный ход продолжается девять часов, идём через деревни Яама и Агусалу с тремя остановками — на обед, заботливо приготовленный сёстрами монастыря, и короткий отдых. На последней остановке в лесу паломники выстраиваются в очередь, чтобы прикоснуться к иконе Успения. У подножия Святой горы паломники вновь проходят под образом, который, сменяя друг друга, они несли в Пюхтицу весь день. Что ищут здесь люди, почему приехали на крестный ход из Таллина и Риги, Санкт-Петербурга и Москвы?
Вон пожилая паломница делится впечатлениями со своей подругой:
— В первый раз я ноги в кровь разбила. Но благодать лечит. Надо жить духовной жизнью. Может, и не надо в жизни спешить…
Крестный ход закончен, с торжественным песнопением икона Успения внесена в Успенский собор. Перед самым отъездом из обители нас пригласила к себе пообщаться игумения Филарета, которая стала руководить Пюхтицким монастырём после того, как 8 февраля 2011 года «была отозвана в вечность», как здесь говорят, игумения Варвара, управлявшая обителью более сорока лет и создавшая на её основе настоящий форпост Православия в Эстонии.
Едем в Таллин, и вспоминаются слова прежней настоятельницы обители матушки Варвары: «Трудное наше время, трудно соединяются люди, часто между ними разобщённость, непонимание, а связующее начало — любовь. Поэтому мы и должны являть миру главное сокровище христианства — любовь, и во всех обстоятельствах жизни мы, христиане, должны оставаться делателями добра и любви, молиться, помогать больным, обездоленным, одиноким».
Алексей Коровин
|