РОССИЯНЕ МЕЧТАЮТ О СУОМИ КАК О СКАЗКЕ И СОГЛАСНЫ НА МНОГОЕ, ЛИШЬ БЫ ПЕРЕЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ
Российские и финские политики время от времени возвращаются к карельскому вопросу - спорам о приграничных землях двух государств. Территории-то мы сохраним, но что будет с главным богатством страны - людьми? Ежедневно из Карелии в Суоми уезжают 22-23 эмигранта. Республика теряет восемь с лишним тысяч человек в год. И чем ближе граница, тем больше желающих покинуть родину. В этом мы убедилась, побывав в городе Сортавала.
Прощайте, дети и дедушки
О том, что Сортавала находится в 30 километрах от Финляндии, можно судить по пограничным постам, уличным указателям вроде «канса коулу» - «народная школа», названию залива Ляппяярви и по тому, как чертыхаются, глядя на пьющих подростков, местные старики: «Сатана перкеле».
Здесь финский дух, Суоми пахнет - не по-нашему чистые лодки у берега, удобные импортные «ходунки», с помощью которых бабульки передвигаются по пешеходным дорожкам, и непрерывный обмен туристами. Финны едут в Сортавалу искать дешевую водку и работящих невест, сортавальцы направляются в финские магазины шопинговать.
Любимая шутка горожан и точное описание их жизни: «Зря Россия спорит о карельских землях с Суоми. Нужно отдать нас финнам, а через пять лет вернуть обратно с новыми дорогами, предприятиями и супермаркетами». За последние 5-6 лет население Сортавалы уменьшилось на 11,5 тысячи человек. Уровень смертности с 2007 года превышает уровень рождаемости - город теряет в основном трудоспособных мужчин. Сильные и здоровые карелы переезжают на ПМЖ в Суоми.
Эмигрирует, кстати, не только молодежь. В небольшом сквере между улицами Ленина и Вяйнемяйнена я наткнулась на пенсионеров с рукописными русско-финскими словарями. Сидели на лавочках и сами себя экзаменовали. «Готовимся к тестам в консульстве, - пояснили бабушки и дедушки. - У кого есть финские корни, тот будет сдавать DIPAKI-testi для репатриантов. А русским надо успешно пройти государственный YKI-testi. Зачем нам это? Мы всю жизнь заботились об отчизне. Но теперь хочется комфорта. В Карелии пенсионеры получают 5000 рублей в месяц, в Финляндии - 2000 евро (87 300 рублей)».
Если пожилые люди сравнивают пенсии, то студенты сопоставляют расходы на обучение. «Получая высшее образование за границей, мы сможем тратить на квартиру, питание и транспорт около 400 евро в месяц (17 400 рублей), а в Санкт-Петербурге и Москве не хватит и 45 тысяч рублей», - считают русские первокурсники финского Университета прикладных наук.
«Хочу как Клаву»
В 2013 году абитуриенты из Карелии напугали своей численностью город Ювяскюля в Суоми. Очереди в приемную комиссию юноши и девушки занимали на улице - в здании была давка. Ребята выезжали в Финляндию классами - из одного только петрозаводского лицея в университет явились 13 человек.
«Лучше не заводите разговор о патриотизме, - предупредили меня сортавальские выпускники. - Российские вузы продолжают сокращать бюджетные места. Попробуй поступи. В Финляндии студенты не платят за обучение. Единственное, что от них требуется, - знать язык: финский или английский. Можно и постараться».
Понятно, что никто из старающихся на родину не вернется. Финляндия нуждается в профессиональных кадрах и дорожит ими. Иммигранты довольны работой, зарплатой и жильем. А российская Карелия остается территорией экстремального быта.
Финны называют Сортавалу городом невест. Здесь мало мужчин и много одиноких женщин. Причем таких, которые рыбу ловят, дома строят, землю пашут и машины водят.
«Финны, когда наших баб видят, штабелями падают, - смеется Эльвира Назарова. - Один тут недавно навзрыд плакал: «Хочу как Клаву». «Да какую Клаву?» - не понимаю. Оказывается, один из его знакомых женился на русской девушке. И очень ловко та Клавдия дрова колет. Похожая и ему нужна в хозяйстве».
Магистр социальных наук Пирье Пеллянен разбиралась недавно в нюансах межкультурных браков и выяснила, что ежегодно их заключается в Суоми более четырех тысяч. Каждый третий из них - карело-финский союз. Россиянки выходят замуж за финнов, потому что «иностранцы активнее, ответственнее и заботливее наших». А финны выбирают россиянок, потому что те мечтают о Суоми «как о сказке и согласны на многое, лишь бы переехать за границу».
Анна Бессарабова
|