ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ – ТАЛАНТ ОТ БОГА
На 84-м году ушел из жизни обозреватель "Комсомольской правды", автор сотен очерков и десятков книг, телеведущий и путешественник, родоначальник отечественной экологической журналистики. На его рубрике "Окно в природу", одной из самых старых и популярных в газете, воспитано не одно поколение читателей.
Сам возился в фотолаборатории
«Присели на обломок рельса…» Казалось бы, что особенного в этой фразе, которой начинался один из коротеньких ранних очерков Василия Пескова в его «Комсомолке», а потом и вся его книга «Шаги по росе», принесшая ему в 34 года Ленинскую премию? А ведь сейчас, когда Василия Михайловича не стало, я размышляя над той простенькой конструкцией из глагола, предлога и двух существительных понимаю, что эта обычная репортажная фраза открыла мне дверь в журналистику.
Я ощутила тогда, что можно вести себя в ней просто и демократично в самом лучшем смысле слова: Песков ведь не к начальству в кабинет пошел, а присел на кусок металлолома со старым мастером, почтив его тем самым, что особенно важно, и они вместе решили, кого из молодых рабочих сфотографировать для всесоюзной газеты. Ход рассуждений этого мастера, нечаянное обнаружение истинного героя, достойного внимания со стороны репортера, и составили основу заметки. Для большинства тогдашних изданий это были невозможный стиль, невозможный подход и невозможная смелость.
Подражать ему было невозможно, нужно было попытаться увидеть мир так же объемно, как он, и писать, максимально приближаясь к правде. Я тогда и предположить не могла, что через пару лет, после второго курса факультета журналистики, меня пригласят на практику в «Комсомолку» и я познакомлюсь с самим легендарным Песковым – вечно занятым, крепким, коренастым, черноволосым человеком с ранними залысинами и невероятно проницательным взглядом, вечно одетым в прорезиненный фартук, потому что сам возился в фотолаборатории с проявителями-закрепителями.
Любовь к своему Отечеству
Песков слетал в Антарктиду, второе по опасности тогда место после космоса, и опубликовал оттуда множество интересных репортажей, а потом и книжку быстро выпустил – «Белые сны»… Этот серьезный и неутомимый человек ездил по всей стране, забредая в самые заброшенные деревушки, на кордоны и пристани, в маленькие городки, с вниманием проходил по лесам, полям, опушкам, всякий раз привозя из поездки великолепный фоторепортаж с потрясающе написанным текстом.
А как он снимал людей! Это ведь совсем особое искусство, владеют которым немногие. Почему? Да потому что за считанные секунды надо понять человека, проникнуть в самую суть его личности, пропустить несущественное, и нажать на спуск именно в тот миг, когда выражение лица данной личности соответствует ее прекрасной сути. А для соблюдения этой точности и соразмерности фотограф должен быть чрезвычайно внимательным человеком.
Василий Михайлович не только сам крепко любил, но и десяткам миллионов читателей, а затем и телезрителей привил любовь к своему Отечеству. Кто не читал заметки Пескова в рубрике «Окно в природу»? Он первым поставил вопрос о сбережении и развитии зоопарков и заповедников, о необходимости постоянного внимания к малым рекам, без которых пропадут реки большие, и, что было совсем новым в нашем государстве, о сохранении ландшафта как особой эстетической ценности.
Он вовремя успел написать цикл материалов в рубрику «Просёлки». Проселки – это грунтовые дороги и тропы между селами и деревнями, незаметные, как проулки между более или менее оживленными улицами в малых городах. Удивительное общее название для статей о людях, которые ходили и ездили по этим проселкам на последних телегах или первых «жигулях»-«копейках». Это были военные вдовы, паромщики, егеря, швеи, бортники, краеведы, лесничие… Он сохранил этих людей, только не как «гербарий» - какими они были, - а живыми, какими их видел.
Все это и называется талантом от Бога.
Татьяна Корсакова
|