ЯБЛОКИ И СЛИВЫ БУДУТ СКОРО РАСТИ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
При Иване III в Москве появился Государев сад, первое упоминание о котором относят к 1423 году. Уже в XVIII веке его стали называть Старым садом. Там выращивали яблоки, сливы, вишню, смородину. Были и огороды. Сейчас от этих садов ничего не осталось. Экономист Юлия Полонская придумала проект по восстановлению хотя бы его части — возле палат князей Голицыных в Кривоколенном переулке. Для этого она объявила сбор денег на «Бумстартере» и уже собрала более 38 тыс. рублей.
По ночам принимала грузовики с землей
— Юлия, вы занялись проектом, связанным и с городской средой, и с ботаникой. А кто вы по образованию?
— Я получила международное бизнес-образование на факультете International Business School в РЭА им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит», где преподавание шло на английском языке. Плюс два года назад я закончила обучение по международной программе в области устойчивого развития LEAD (Leadership for Environment and Development). В это время я уже работала в департаменте природоохранной политики WWF России, где возглавляла программу по экологической политике финансового сектора. Там мне удалось совместить свое экономическое образование и желание развиваться в области экологии и устойчивого развития.
— Как долго вы проработали в WWF и чем занялись потом?
— Там я проработала около трех лет. Потом ушла на фриланс и как финансовый консультант делала проект для Всемирного банка. Я и сейчас работаю как консультант по вопросам ответственных инвестиций и экологии, сотрудничаю с Советом по зеленому строительству, также занимаюсь направлением этичной моды.
— Как вам пришла в голову идея восстановить Государев сад?
— Я очень люблю этот район — Китай-город, Чистые пруды. И поскольку я неравнодушна к экологии, то возникла мысль создать зеленый уголок в центре Москвы. В 2010 году я узнала о премии «Земля женщин», вместе с друзьями подготовила проект, подала заявку — и получила премию.
— Когда вы планируете начать работу?
— Как только у нас будет ландшафтно-архитектурный проект, о котором я договариваюсь с архитектором Аптекарского огорода. Нам очень помогал их садовник. Я недавно ездила к нему в сад, и он порекомендовал, где и какие кусты и деревья высадить. Параллельно мы ищем людей, специализирующихся в этой области: познакомилась с Лелей Жвирблис, которая занимается партизанским садоводством, а также с Екатериной, которая делает сенсорные сады — у нее есть проект «Сад в городе».
— А где вы находите людей для работы по проекту?
— Нам пишет много желающих предоставить свои руки. В прошлый раз нас было 10–15 человек. Мне тогда пришлось по ночам принимать грузовики с землей, потому что днем их в центр Москвы не пускали, а я постоянно ездила по разным загородным питомникам. Я думаю, что мы сделаем сайт или хотя бы группу в «фейсбуке», чтобы информировать тех, кто готов принять участие в работе.
— Что из зарубежного опыта можно было бы перенять, перенести в Москву?
— Франция мне нравится своим уютом, там много зеленого вплетено в среду: много где можно встретить вертикальное озеленение, зеленые насаждения внутри дворов домов. Во многих странах с уважением относятся к своему наследию, сохраняют старинные здания. А у нас часто под покровом ночи старые дома просто сносят. Или как на Кузнецком Мосту — убрали старую булыжную мостовую и выложили вместо нее плитку. Та же усадьба князей Голицыных, возле которой будет сад, — это самый старый жилой дом в Москве: он был построен в XVII веке. Но ему не уделяют никакого внимания, и он постепенно разрушается. И это очень обидно.
Вадим Кантор
|