АБСУРД И ВОРОВСТВО НА ТВЕРСКОЙ
Некоторые особенности озеленения Москвы вызывали у меня тихое изумление, которое переросло в негодование после замечательного репортажа Павла Лобкова об одноразовых липах в гранитных кадках на Тверской по 200 тысяч евро за штуку. Я искала профессионального собеседника, чтобы что-то себе уяснить, и нашла Александра Гривко — одного из лучших российских ландшафтных дизайнеров. Теперь он живет во Франции. Возможно, именно поэтому согласился на интервью.

Потратили деньги на чепуху

Наш диалог начался с того, что я показала Гривко три десятка фотографий. Дело в том, что накануне я проехалась по поселку Мещерское, недалеко от МКАД. Многие дачники в нем стали облагораживать территорию за забором. Вот эту-то территорию я и снимала — елки, пузыреплодник, барбарис, спирея, один мужик засадил все изумительными гортензиями, из которых торчит зеленый с белой каймой дерен. Среди растений, которые сажали за свой счет на публичном пространстве люди самого разного достатка, я не нашла ни одного однолетника. Кстати, дерен, спирею, гортензию можно купить за 200–500 рублей за куст.

А потом я поехала вдоль вылетной магистрали — Боровского шоссе. Среди растений, которые сажали за бюджетные деньги, я не нашла ни одного многолетника. Километр за километром передо мной вдоль шоссе тянулись разноцветные клумбы с бархатцами-бегониями: гей-пропаганда всех цветов радуги. Многие были расположены между двумя рукавами шоссе: там, где и не увидеть-то толком. Стоила эта красота 3200 рублей кв.м. И ее надо было менять каждый год. А если менять три раза в год, как делают в Москве, то можете сами подсчитать...

И мой первый вопрос Александру Гривко: видел ли он какой-нибудь город, кроме Москвы, в котором вылетные магистрали засажены однолетниками?

— Это — абсурд и воровство. Во Франции, где я живу, все шоссе озеленены многолетниками. Однолетники могут присутствовать только в маленьком количестве и в важных местах. Перед ратушей, на центральной площади.

— Где-нибудь в мире так делают?

— Нигде. Даже в Монте-Карло.

Я продолжаю листать планшетник.

Следующие фото — бетонные клумбы вдоль дорог. В некоторых еще теплится растительная жизнь. Другие забросаны бычками. Гривко грустно улыбается.

— Я бы тоже подумал, что это мусорница!

— Не так давно я была в саду в центре Москвы. Это — 20 соток на крыше элитного здания. Понятно, что владелец этого сада мог позволить себе все. Но и в этом саду были одни многолетники! Почему миллиардер сажает многолетники, а Москва — однолетники?
— Это не может уложиться ни у кого в голове. Я понимаю, когда однолетники стоят в кадках в ресторане. Или на балконе человек посадит лобелии, петунии. Но ковры вдоль вылетных магистралей?

— Их еще меняют два, а то и три раза в год: сначала тюльпан, потом виола...

— Тюльпаны вдоль дорог массово растут только в Голландии. А в Лондоне и Париже растут нарциссы. Потому что луковицу тюльпана надо вынуть из земли, высушить и посадить снова, а нарциссы растут на одном месте 6–7 лет. Они пробуждаются по весне, потом отцветают, их скашивают, и на этом месте лужок. Сотни тысяч, миллионы нарциссов.

Сингапур – город в саду

— Чем это объяснить? Тюльпаны вместо нарциссов, однолетники вместо многолетников?

— Только воровством. Это бизнес, четкий, отработанный. И рассчитанный на глупость людей, для которых это якобы делается. Если бы в нашей французской деревне мэр мне прислал отчет, и там было написано, что они три раза сажали вдоль дороги тюльпан, бегонию, цинерарию, то мэра не было бы на следующий день. Это были бы разборки, скандалы — вы потратили наши деньги на чепуху, которая на фиг не нужна.

— Все мы смотрели Лобкова. Замечательный репортаж о липах на Тверской, в кадках по 200 тысяч евро. Ваши комментарии.

— Это… верх всего. Когда я это узнал, я не поверил. У нас самая дорогая компания — нам в голову не придет предложить подобное клиентам! Потом я стал смотреть. Я нашел этот проект, который разработан неким институтом ИКРТ. В 2008-м институт создан. Никогда не слышал о таком, при этом у нас есть Лесотехническая академия, которая исторически готовила градостроителей. Больше всего удивляет вот что. Я так понял, что большая часть денег пошла на гранитные конструкции…

— В репортаже Лобкова было еще два примера. Один — пирамидальный дуб за 1500 евро. Их несколько штук посадили на Тверской, они все померли.

— Это нежное, капризное растение, оно совершенно не ветроустойчиво, а в Москве очень много мест, где зимой сквозняки! Он может расти… ну, во внутреннем дворе.

— Второй пример был — японский крылатый бересклет. Он был посажен де-факто как однолетник. Вы так олигархам сажали?
— Это грех! Редкое растение, дорогое. Хороший двухметровый куст — больше 1000 евро!

— Мой идеал города — Сингапур. Это единственный город, который я видела, чтобы это был не сад в городе, а город в саду. Когда Сингапур получил независимость, это был вытоптанный и перенаселенный пустырь, посередине которого текла речка Сингапурка, вокруг которой жили 800 тысяч свиней. Ли Куан Ю принял фантастическую программу озеленения города. Вопрос: учитывая разницу в климате, можно ли Москву в принципе сделать похожей на Сингапур?
— Можно. Возьмите Москву возле здания МГУ, на улице Косыгина. Там все посажено, подстрижено — это ж зеленый кусок в центре Москвы.

— И как это сделать?

— Во-первых, надо прописать это в законодательстве. Выделяют девелоперу участок земли, там должно быть написано: что вырубил — возместить.

— Это — новая застройка. А старая?
— Это абсурдно — засаживать однолетниками по три раза в год разделительные полосы на шоссе. Ну посадите березку! Ничем ты ее не выведешь, не заморишь.

— Что еще нужно поменять в Москве?

— Знаете, сначала нужно поменять мэра. Это растения должны быть многолетние, а вот мэров надо менять.

Р. S. Регламент, кровью написанный

На следующий день я встретилась с г-ном Антоном Кульбачевским, главой департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. И начала с того же самого вопроса:

— Как вы объясните, что, к примеру, в поселке Мещерское люди, которые озеленяют за свой счет дорогу перед домом, сажают многолетники, которые дешевле, красивее и экологичнее, а на соседнем Боровском шоссе мэрия сажает однолетники, которые дороже и хуже?

— Концепцию цветочного оформления города утверждает Москомархитектура. Потом на основании этой концепции делается регламент и паспорт территории. Потом проводится конкурс.

— Послушайте, но этого нет нигде в других городах мира. Это разбазаривание бюджетных денег!
— Можно в том числе и под этой призмой на это взглянуть.

— Почему был принят такой порядок?
— Я вам не могу сказать почему, это было принято еще до нас.

— А почему вы его не поменяли?
— Проверяли же Счетная палата, органы, не было нарушений. Мы верим официальной информации.

— Почему в Париже и Лондоне сажают нарциссы, которые сидят в земле по 7 лет, а в Москве — тюльпаны, которые надо вытаскивать ежегодно?
— Ну Москва же должна чем-то отличаться! Хотите сказать, что Россия не отличается от Франции и Англии? Очень сильно отличается.

— Зачем озеленять Тверскую деревьями по 200 тыс. евро?

— Я не считаю правильным говорить, что это дерево стоит 200 тыс. евро. Есть МАФ (малые архитектурные формы. — Ред.). Это элемент общественного пространства. В эти МАФ в том числе высаживаются деревья и кустарники. Стоимость деревьев и стоимость МАФ — это совершенно разные вещи.

— Я хочу спросить о японском пирамидальном дубе — капризном дереве, который город закупил для Тверского бульвара по 1500 евро штука и который засох. Как вы можете это объяснить?
— А вы как можете это объяснить?

— Воровством.

— Дерево же было высажено. Где воровство, в чем? Оно же не уехало чиновнику на участок. Есть порядок, который выполняется. Он, на мой взгляд, вполне адекватный и логичный. Есть проект, который заказывается. Не чиновник делает этот проект. Проектировщик. Если мы говорим об этом дубе — там был прописан состав и возраст саженцев, которые должны быть посажены. Был объявлен конкурс на выполнение этих работ. На тот момент, когда работы сдавали, дуб был.

— Последний вопрос. После того как Новую Москву присоединили к старой, началось какое-то безудержное освоение денег на совершенно бессмысленной работе: везде вдоль дорог таджики косили траву. На Минском шоссе умудрились скосить даже камыши в болоте.

— Санитарная зона дороги и автодороги должна держаться в надлежащем состоянии.

— Речь идет о сельских дорогах через лес, которые никто и никогда не косил.
— Если есть регламент, обязаны косить. Не важно, таджики или не таджики.

— Так ведь не было такого регламента!

— Он, наверное, был. А стал выполняться только при Собянине. Когда эти территории стали Москвой, порядка стало больше.

— А пересмотреть регламент с учетом здравого смысла никто не додумался?
— Я служил на флоте, и служил по корабельному уставу Петра I, который написан кровью русских моряков. Если бы городской житель, который никогда в жизни не имел отношения к флоту, прочитал этот устав, он бы посчитал, что это бред сумасшедшего. Регламенты — они не на коленке писаны.

Юлия Латынина

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Сентябрь 2013

Специальное предложение

Такое разное счастье

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!