БЛАГОДАРЯ АЛЕКСАНДРУ МЕНЮ МНОГИЕ, ОТРИЦАВШИЕ ВЕРУ, СМОГЛИ ПРИЙТИ К БОГУ
9 сентября исполнилось 23 года со дня гибели религиозного и общественного деятеля протоиерея Александра Меня. Это был пастырь с глубоким призванием, живой верой, бескомпромиссно совершающий служение Святой Христовой Церкви, веровавший в Промысел Божий и Его всесильную помощь. Отец Александр в годы советской власти вёл активную проповедническую и миссионерскую деятельность. Благодаря ему многие, отрицавшие веру, смогли прийти к Богу.
Кость в горле у священноначалия
После перестройки наша церковь взяла курс на реставрацию. Поднималось то, что было разрушено 17-м годом. Восстанавливались руины на старом фундаменте, который и тогда уже был полуразрушен. В успехе революции, как это ни горько сознавать, церковь сыграла определенную роль. Отец Александр был свободен от архаической прелести. Недаром в его приходе началась работа по новым переводам Священного Писания и Богослужебных текстов. Свобода, дарованная Всевышним, была главным содержанием его жизни и пастырской проповеди. И потому он оставался костью в горле у священноначалия, подчиненного Комитету государственной безопасности.
Андропов, тогда глава КГБ, отметил его неординарное поведение еще в 1974 году, в специальном донесении правительству о происках Ватикана. И с этого времени комитетчики глаз с него не спускали. Он был для них неудобен, лишняя головная боль. Никак не могли его пришпилить к себе, ускользал сквозь пальцы. Как же так, вся церковь у них в кулаке, вся упряжка, а этот и еще несколько им соблазненных тянут в сторону. Та же ситуация и сегодня. Меньевцы путаются под ногами. Раскол набирает силу… А они тут со своим экуменическим духом…
Ориентация на кондовое православие укоренилась в наше время благодаря ностальгическим настроениям и страху перед назревшими церковными реформами. Они, кстати, назрели задолго до большевистского переворота и были сформулированы на Поместном соборе в 1917—1918 годах. Реформам, как известно, новая власть воспрепятствовала. Церковь после кровавой над ней расправы сделалась историческим заповедником, присматривать за которым стало еще сподручнее, чем во времена церковного Синода.
Отфильтрованные иерархи служили верой и правдой безбожной власти на своих зачищенных епархиях. За 20 посткоммунистических лет церковь осталась той же замкнутой цитаделью, управляемой теми же государственными рычагами. Разумеется, такое послушное «вероисповедание» входит в клинч с тем, которое исповедовал отец Александр. Система сдерживания и дозированного удушения работает по сей день.
…Строятся новые храмы, открываются духовные училища, увеличивается число священнослужителей. Но церковь это делает как бы для себя. Народ нужды в этом не ощущает. Храмы полупусты, а некоторые и вовсе безлюдны — особенно сельские.
Россия крещена, но не просвещена
Народ озабочен экономической стороной жизни, выживанием — в стране, опутанной коррупцией и правовым беспределом. Весь XX век русское население жило в нищете и бесправии. Сейчас что-то забрезжило впереди, похожее на европейскую модель, и люди всеми силами хотят ей соответствовать: хорошо жить — иметь квартиру, машину, дачу. Нет, это неплохо «иметь», но часто за обретением имущественной оболочки бытийная сердцевина усыхает, исчезает ядрышко, человеческая оболочка становится полой. Потребность «иметь» поглощает божественную сущность «быть».
Отец Александр предвидел такую ситуацию. Церковь, склонная к консерватизму, подпитывается ксенофобскими и националистическими настроениями. Он предсказал терроризм как тактику будущих религиозных и межнациональных войн. О русском фашизме, зарождавшемся у него на глазах, он говорил без обиняков, что его поддерживают «многие церковные деятели». Но такого монстра, как православный сталинизм, он, наверное, не мог себе представить.
Человек культуры, он уповал на культуру. Слово Божие прорастает в почве культурного этноса. Это понимала Ахматова, заметившая однажды, что Россия крещена, но не просвещена. В перестроечные годы отец Александр организовал общество «Культурное возрождение». Не духовное, заметим, а культурное. Общество было очень трудно учредить. Исполком терял документы, мотал учредителей по инстанциям.
Под эгидой Общества Мень читал лекции, большая часть которых была посвящена истории религий, философии, русской и мировой литературе. Он говорил, что отцы церкви обращали внимание неофитов на древнегреческую литературу, находя в ней, языческой, немало полезного для христианского мировоззрения. Эстетическое чувство облагораживает христианина. Чтобы не походил на тех варваров-христиан, спаливших Александрийскую библиотеку, крушивших античную культуру.
Отец Александр уповал на воцерковление через культуру. Он видел особую миссию гуманитарно-образованной части общества в деле «новой евангелизации». Какой необозримый простор мировой культуры открывается в его книгах, лекциях, проповедях! Не представляя этой картины, трудно понять смысл человеческой истории.
Александр Зорин
|