ЛЮБИМЫЙ НАРОДОМ НЕЗРЯЧИЙ ПОЭТ
Ровно девяносто лет назад родился известный советский поэт, Герой Советского Союза, автор поэм и стихов о любви, дружбе, войне, Эдуард Асадов. Стихи незрячего поэта никогда не изучали в школе, однако их любят и знают миллионы людей на постсоветском пространстве. Может, потому что писал он о человеческих чувствах не высокопарно, а просто и доступно. О непростой судьбе Эдуарда Асадова рассказала его внучка, преподаватель итальянского языка Кристина Асадова.
Не был из тех, кто впадает в отчаяние
— Эдуард Асадов — человек нелегкой судьбы. Получив во время войны ранение, в 21 год потерял зрение.
— Да, это случилось в 1944 году под Севастополем, почетным гражданином которого был дедушка и даже завещал захоронить свое сердце на Сапун-горе. За подвиг, который тогда совершил, был удостоен звания Героя Советского Союза. Выполняя ответственное задание, с водителем грузовика они должны были доставить в артиллерийское подразделение снаряды. Машина попала под обстрел. И так сильно была разрушена дорога, что дедушке пришлось выйти из грузовика и идти впереди, указывая направление. Рядом разорвался снаряд, и Эдуард Асадов был тяжело ранен осколком. На предложение водителя вернуться в санчасть он ответил отказом, хотя истекал кровью.
Снаряды доставили вовремя. Правда, дедушка уже был без сознания. А дальше — госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. Молодость победила, но приговор врачей не оставлял надежды: «Впереди будет все. Все, кроме света». Дедушка ослеп. Носил на глазах черную повязку, под которой скрывались огромные шрамы. И только дома в кругу семьи мог ее снять.
— Как же Эдуард Асадов писал?
— На печатной машинке — «вслепую». Дедушка был очень собранный, дисциплинированный. Постоянно держал себя в тонусе, чтобы не расслабляться. Обычно просыпался очень рано — в пять утра, делал утреннюю зарядку, в семь мы завтракали. А потом шел в свой кабинет и закрывал дверь. Включал диктофон — начитывал стихи. В два часа строго по расписанию у нас был обед. После обеда садился за печатную машинку. А моя бабушка Галина Разумовская правила его тексты, перепечатывая их начисто, чтобы можно было отдавать в издательство.
— Это, видимо, страшно — не иметь возможности прочитать то, что пишешь...
— Дедушка не был из тех, кто впадает в отчаяние. Обладал невероятно сильной волей. После войны поступил в Литературный институт имени Горького и с отличием закончил его. Как вспоминал, самым счастливым для него стал день, когда в журнале «Огонек» опубликовали его стихи, на написание которых вдохновил сам Корней Чуковский.
Жену он очень любил, хотя... ни разу не видел
— Как в семье отмечали дни рождения вашего деда?
— Всегда шумно и весело. Приходили его друзья. Бабушка была потрясающей хозяйкой. Накрывался стол. Так как дедушка родился в Туркмении, то очень любил плов. Бабушка пекла вкусные плюшки, ватрушки, пироги... Дед был мастер делать настойки, которыми угощал гостей. А еще любил получать в подарок книги. Читала ему вслух бабушка Галина Валентиновна. Каждый вечер часами без устали! Это был своего рода ритуал.
— Расскажите, как они познакомились.
— На литературном вечере. Бабушка, актриса Москонцерта, исполняла стихи женщин-поэтов. Дедушка пошутил: мол, а как же поэты-мужчины? С этого все и началось. Свою жену Галину Валентиновну он очень любил, хотя... ни разу не видел.
— Сложным был его быт?
— Никаких специальных приспособлений для слепого человека. Бабушка во всем помогала. В 60 лет она села за руль, чтобы дед мог с комфортом ездить на дачу и передвигаться по городу. Телевизора в доме не было. Бабушка считала, что смотреть его неприлично, если рядом незрячий. Слушали радио.
— Почему произведения Эдуарда Асадова не были включены в школьную программу?
— Трудно сказать. Критики будто не замечали Эдуарда Асадова — даже на пике его популярности. Пели дифирамбы Рождественскому, Вознесенскому, Евтушенко... Об Асадове если и вспоминали, то говорили: мол, поэт для «кухарок», то есть для простого народа. Народной любовью Асадов действительно не был обделен: всегда собирал полные залы слушателей, книги его раскупались молниеносно. Дед гордился тем, что он поэт народный, как Сергей Есенин, которого очень любил.
Ольга Сметанская
|