СТОЛИЧНЫЙ ЗООПАРК ТЕПЕРЬ НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ
Власть в Московском зоопарке сменилась весной, когда многолетнего директора Владимира Спицына сделали почетным президентом, но ничего не решающим. К руководству пришли люди, может, и не слишком разбирающиеся в слонах и оленях, зато понимающие в финансах и менеджменте. Коммерческим директором стала Светлана Акулова, специалист по антикризисному управлению. Исполнительным - Наталья Колобова, некогда вице-президент банка «Петрокоммерц». С финансами, судя по всему, дело пошло. А вот с животными и посетителями не задалось...
Доверия к начальству нет
Родители с детьми, пришедшие весенним днем посмотреть на животных, увидели самый настоящий балаган. Выступали клоуны, между клетками и вольерами разносились песни из диснеевских мультиков. Так в зоопарке решили отметить «день льва», в честь прибытия нового царя зверей. Посетители оставили ряд нелестных отзывов в «гостевой книге» на сайте зоопарка. После чего «гостевую книгу»... из общего доступа убрали.
Настоящей же бедой закончился в начале июля эксперимент с кормлением жирафа. Обрушился «экономно сколоченный» помост, пострадали люди. Семилетний мальчик Артем сломал позвоночник и теперь прикован к кровати. Хочется надеяться, что не на всю жизнь.
- Я считаю, что надо было оставить между решеткой и лестницей 10 см, чтобы жираф дотягивался до корма только губами, говорит заведующий научно-методическим отделом зоопарка Сергей Рябов. Это пример того, что менеджеры пока не могут наладить взаимодействие с зоологами.
Официально в зоопарке утверждают, что со всеми посоветовались и всех, кого надо, спросили. Но настроения в учреждении тревожные и доверия между подчиненными и новым начальством нет. Тем более что с приходом менеджеров последовали массовые увольнения. За лето из 850 зоопарковских работников уволили почти 60 человек. Только из питомника зоопарка, что в Волоколамском районе Подмосковья, рассчитали 13 человек. После недолгого сопротивления вынужден был подать в отставку создатель и бессменный руководитель питомника Игорь Музыченко.
На будущий год зоопарку исполняется 150 лет, и город выделяет под это дело большие деньги окончательная сумма будет скоро известна. Но в зоопарке сразу предупреждают: развлечение будет недешевым. Гораздо дороже, чем посмотреть животных в Москве. А куда дороже-то?
Сэндвичей и зрелищ!
В этом году билеты в легендарный живой уголок столицы резко подорожали с 200 рублей до 300 в будни и до 500 в выходные! Руководство зоопарка объясняет ценовой скачок не инфляцией, как обычно это делают чиновники, а теснотой.
- Наша территория перегружена, все желающие просто не могут поместиться, уверяет пресс-секретарь зоопарка Анна Качуровская. Надо как-то регулировать поток людей, для чего мы и повышаем цены. В конце концов, для детей, студентов и прочих льготников сохраняется бесплатный вход.
Но это лишь часть правды. Были, к примеру, в зоопарке бесплатные экскурсии. А стали платными, по 300-500 рублей. Удалось монетизировать даже кружок «Манулята» для самых маленьких любителей природы. Только знаменитый кружок юных биологов зоопарка для ребят постарше (старейшая юннатская организация в России, между прочим) пока держится и остается бесплатным.
Дорожает и еда. Еще недавно в зоопарке продавали чебуреки по 50 рублей, теперь - сэндвичи по 200 и мороженое по 60 рублей за шарик. В итоге поход в зоопарк на выходные семьи из трех человек вместе с перекусом обойдется в 2,5 тыс. рублей, не меньше. Для москвичей, может, и терпимо. А семьям из дальнего Подмосковья каково?
Такое демократичное по своей сути место, как зоопарк, все больше становится парком для респектабельных людей. Здесь даже не скрывают, что стремятся к полной окупаемости текущих расходов. Нет, новые вольеры строить будут и впредь за счет бюджета, а вот траты на ЖКХ, корм и содержание животных - из собственных средств. То есть за все опять должен заплатить посетитель. И как-то забывается, что это собственность города, бюджет которого формируют те же горожане своими налогами.
Кстати, общемировая практика такова: зоопарки не пытаются покрыть текущие расходы продажей билетов. При многих (будь то старейший зоопарк в Лондоне или один из самых современных в американском Сан-Диего) действуют попечительские общества. Вступить в него за определенный взнос может каждый. За это член общества проходит в зоопарк свободно, получает скидки на дополнительные услуги, подписку на журналы и научные сборники и, конечно, удовлетворение от поддержки благого дела. Но кризисный менеджмент, кажется, такими категориями не оперирует. А жаль...
Никита Аронов
|