"Я ПРОШУ ТВОЕЙ РУКИ У БОГА"
Одна из самых значительных фигур в живописи ХХ века Пабло Пикассо отличался необузданным любовным пылом. Но для полного погружения в творчество художнику нужна была жена — тогда вопрос быта для него переставал существовать. Супругой гения стала русская балерина Ольга Хохлова, благодаря которой изменился и образ жизни, и манера живописи Пикассо.
Это русская девушка, на таких следует жениться
Осенью 1916 года Сергей Дягилев со своей труппой работал в Риме над созданием балета "Парад". В феврале 1917-го в столицу Италии приехали Пабло Пикассо и Жан Кокто, которые остановились в гранд-отеле "Россия". Друзьям предстояло не только окунуться в мир балета, но и в атмосферу жизни этих удивительных русских. Пабло рисует макеты декораций и костюмов, Кокто вместе с хореографом и любовником Дягилева 20-летним Леонидом Мясиным трудится над созданием современного танца.
Чувство восхищения художником у Кокто достигло такого градуса, что он во всем стал подражать Пикассо. Когда Пабло влюбился в русскую балерину Ольгу Хохлову, Кокто принялся ухаживать за юной танцовщицей Шабельской. 17-летняя девушка быстренько смекнула, что это всего лишь флирт без последствий с юношей, которого не интересует противоположный пол. Понял это и Пикассо, набросавший ироничный рисунок этой пары. Сам живописец, несмотря на метания от одной любовницы к другой, остановил свой выбор на Ольге. В 1918 году он женился на ней и в качестве свидетеля на свадьбу пригласил Кокто.
Однажды ночью в отеле "Минерва" Оленька столкнулась с Пабло, украдкой выходящим из номера другой танцовщицы. Посредником выступил Жан, блестяще справившийся со своей задачей. За Хохловой художник начал ухаживать во время поездки в Неаполь да так настырно, что скромница Оля несколько испугалась необузданного испанца. Пикассо мог и напугать, и рассмешить.
Очередной своей пассии Пабло написал "Я прошу твоей руки у Бога", а девушка сочла такую экзальтированность смешной. Пикассо уже исполнилось 35 лет, и он прекрасно осознавал, что ему для творчества была крайне необходима стабильность. Из своего прошлого опыта Пабло знал — ему требуется жена и хозяйка дома, чтобы не думать о бытовых мелочах. Кроме того, Дягилев, словно "сицилийский папа", предупредил художника: "Будь осторожен, это русская девушка, на таких следует жениться".
Заставила его расстаться с богемой
Оленьку Хохлову, которая была моложе его на десять лет, он не знал. Пикассо нравилось ее милое личико и чувственная походка балетной девушки. Да и в среде, где царили нравы весьма вольные, она оставалась сдержанной. После смерти Евы, Пабло показалось, вот она настоящая любовь. Это "настоящая девушка", — отозвался о Хохловой Пикассо в письме к своей подруге, американской писательнице Гертруде Стайн.
Какие чувства обуревают Ольгу? Биограф художника Анри Жидель высказывает следующее предположение: "Ольга — танцовщица второго плана, которой Дягилев никогда не предлагал ведущих ролей. Пикассо, уже широко известный, по ее мнению, был подходящей кандидатурой. Она рассчитывала, что сможет заставить его расстаться с богемой и небрежным отношением к одежде. Еще не побывав в его доме в Монруже, она догадывалась, что там царит беспорядок. В конце концов, рядом с Пикассо она сможет вести светскую жизнь в Париже".
Творческая эволюция художника произошла от его встречи с другим искусством — балетом. Но на художественную манеру Пикассо повлияла и Ольга. По мнению Анри Жиделя, "она практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом. Кубизм Пабло привел ее в ужас!
Он пишет ее только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Таков "Портрет Ольги в кресле", выполненный в манере Энгра. Он просит Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт ее лица. Пабло хранит, кстати, фотографию Ольги, чтобы использовать ее как доказательство идеализации образа своей модели. Как бы то ни было, Ольга вошла, как и ее предшественницы, в живопись Пикассо…"
Пикассо не только не напишет кубический портрет своей жены, но ей в угоду поменяет свое поведение и манеру одеваться. 11 июля 1918 года в мэрии 7-го округа Парижа между Пабло Пикассо и Ольгой Хохловой был заключен брак. Ольга настояла на венчании в православной церкви на улице Дарю. Таинство брака состоялось на другой день после гражданской регистрации.
Свидетелями были Гийом Аполлинер, Макс Жакоб и Жан Кокто. Затем молодые отбыли в свадебное путешествие в Биарриц. Почти все лето они провели на вилле La Mimoseraie, принадлежавшей одной меценатке, недавней знакомой Пикассо. 4 февраля 1921 года у пары родился первенец — Пауло. Фактически семейная жизнь Пикассо и Хохловой продлилась 37 лет, а поскольку испанское гражданство запрещало развод, то формально Пабло состоял в нем всю свою жизнь. Только они с женой жили в разных местах.
Игорь Буккер
|