ДИВНЫЙ ОБРАЗ ИСЦЕЛЯЛ И ТВОРИЛ ЧУДЕСА
Русская Православная Церковь празднует день Иверской иконы Божьей Матери — в годовщину принесения из Афона в Москву чудотворного образа в 1648 году. Каждый видел на Красной площади, на мостовой возле Воскресенских ворот, знак «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Но мало кто знает, что его появление здесь связано с давним московским обычаем — перед отъездом из города поклониться Иверской иконе Божией Матери и испросить её благословения, а по возвращении — поблагодарить за помощь и заступничество в пути...
Из лика заструилась кровь
Первые упоминания об иконе относятся ко времени царствования императора Феофила иконоборца (IX век). В пределах Никеи жила тогда благочестивая вдова, имевшая единственного сына. И была у них старая икона Божьей Матери. Однажды царский надсмотрщик вошёл в дом вдовы, увидел икону и, придя в негодование, пронзил мечом лик Пречистой Девы. Из лика — словно он принадлежал живому человеку, капля за каплей, заструилась кровь... (С тех пор на всех списках с чудотворного образа непременно пишут рану на правой ланите пречистой Девы).
Царский слуга пал на колени пред таким чудом и просил вдову скрыть икону от других иконоборцев. И та, дождавшись ночи, отправилась на взморье — поставила образ в ладью и пустила на волю волн и милость Божью... Через несколько лет святыня явилась в виду древнего грузинского монастыря Иверон на Афоне. К самому небу от неё восходил огненный столп. Несколько дней монахи безрезультатно пытались достать её из воды, после чего случилось новое чудо. Инок Гавриил увидел Божью Матерь во сне, и она, сказав, что желает дать свой образ обители, повелела ему идти по водам и принять его. Так и сделали, а по завершении трудов икону поместили в храме.
На другой день монах, первым зашедший в храм, чтобы возжечь лампады, не увидел святого образа на месте. Икону нашли позднее - висящей над вратами обители с внешней стороны монастырской стены, тотчас сняли её и торжественно вернули в храм. Так повторялось несколько раз — назавтра и в другие дни святыня к утру таинственно исчезала, и обнаруживалась висящей над вратами. До тех пор, пока Пречистая Дева не явилась всё тому же иноку Гавриилу. «Иди в монастырь — повелела она в этот раз, - и скажи монахам чтобы они более не искушали меня: не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей».
Иконописец кушал лишь по субботам и воскресеньям
Таким образом икона была оставлена на избранном ею месте - над вратами при входе в монастырь, назвав Портаитиссой или, по-нашему, Вратарницей, а по имени монастыря - Иверской. Позднее на этом месте построили небольшой храм, где и поместили святыню. Спустя пятнадцать лет в обитель пришёл сын никейской вдовы и, узнав реликвию своей семьи, рассказал, что случилось до её опущения на воду старой вдовой. Позднее он сам постригся в монахи.
В 1647 году царь Алексей Михайлович, прослышав о великих чудесах, повелел доставить ему копию святого образа. Иверский архимандрит Пахомий не замедлил исполнить просьбу и послал точный список иконы в Москву с грамотой к царю и Патриарху Никону, где объяснял, как была писана икона. Работая, иконописец почти ничего не ел, употребляя пищу лишь по субботам и воскресеньям, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения.
Прибывшую в Москву 18 октября 1648 года, икону встречал сам царь Алексей Михайлович с семейством, духовенство, бояре и несчётное множество православного люда. Особенно понравилась она царице. Марья Ильинична распорядилась поставить святыню в одной из домовых церквей. От неё образ перешел к дочери Софии, позднее постриженной в Новодевичий монастырь. Там, в Новодевичьем, и хранилась икона до самой революции, после чего её перенесли в запасники Государственного исторического музея. 24 января 2009 года святыня была возвращена для поклонения в Успенский храм Новодевичьего монастыря, где и пребывает по сей день.
Примечательно, что на обратной стороне её, слева, у края, выдолблен ящичек — в точности, как у оригинальной иконы: когда-то никейская вдова положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнан был образ, явившийся на Афоне.
«Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, которая множество раз являла свои предстательство и милосердие в бесчисленных своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее своим покровом.» - сказал патриарх Алексий II 26 октября 1995 года, когда список в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы был доставлен в Москву.
Лада Ермолинская
|