ЖИВЫЕ ОСТРОВКИ МИССИИ
Миссионерство— в последние годы одно из приоритетных направлений церковной жизни. Сегодня штатному миссионеру положено быть на каждом приходе, равно как и миссионерскому отделу — в каждой епархии. Но почему-то бывает так: в одном месте для миссии есть и спонсорские деньги, и добротные помещения, и рабочие руки, а новообращенные не идут. А в другом — ни кола, ни двора, один батюшка в заштопанном подряснике да худенький алтарник ему в помощь, а народ с улицы валом валит.
Не было уже никаких псалмов под гитару
В одном православном приходе молодежь завелась самопроизвольно. Сначала студент соседнего вуза заглянул перед экзаменом свечку поставить, да и остался ходить на цикл библейских бесед. Потом он привел друга, который крестился. А тотом в друга влюбилась девушка, тоже крестилась и пришла с ним венчаться. На венчание они позвали свидетелей, и те тоже стали постоянными прихожанами. Так постепенно и собралась не очень многочисленная, но дружная молодая община в приходской общине.
Они шумно и весело отмечали все большие церковные праздники, вместе ездили в паломничества, становились друг у друга крестными детей и вообще возрастали в единую большую семью. До тех пор, пока у настоятеля не возникла мысль все это дело официально организовать. До того они были просто молодежь, а теперь пусть называются… ну, например, молодежный клуб «Встреча». И собираются не когда захотят, а строго по четвергам в 19:00 и по воскресеньям в 12:30 после литургии. И еще пусть у них будет официальный лидер: Коля Иванов, подойди сюда, благословляю.
Вроде бы ничего особенного не произошло, просто уже сформировавшейся общине решили придать какой-то официальный статус. Но почему-то ближайшее Рождество отмечали уже не так живо и весело, как прежде: мы же теперь солидная организация, складываем в папки отчетность, на нас смотрит священноначалие, как можно взрослым людям наряжаться волхвами и ходить по улицам со звездой? Разве что выпить по чашечке чаю с печенькой, пропеть тщательно отрепетированную по голосам народную колядку и разойтись по домам.
Пасха тоже оказалась более похожей на корпоративный кофе-брейк, чем на праздничное застолье родных и близких друг другу людей. С Рождества уже нескольких братьев и сестер не досчитались: как-то некомфортно им показалось под чутким руководством Коли, и дальше они решили сами. Собираться — своей компанией на квартире, а причащаться — в храме, ближайшем к дому, зачем еще в какую-то общину так далеко ездить.
А года через три и не было уже в том приходе никакой молодежи. Были, как и везде, активные бабушки. Еще иногда мамы молодые заглядывали, младенцев причащать. Но больше никаких пеших походов по тропе преподобного Сергия с общим завтраком на полпути на чьей-то даче. Никакого пения до рассвета хором на улице «Христос Воскресе!», никаких псалмов под гитару и бурных споров в трапезной о сущностях и ипостасях. Тишина, только желтеет еще табличка на двери воскресной школы — клуб «Встреча», по етвергам с 19:00 и по воскресеньям с 12:30.
«Дух дышит, где хочет»
Если расспросить каждого воцерковленного человека о том, как он стал постоянным прихожанином того или иного храма, то большинство из нас расскажет историю из серии «вот зашел разговор в компании», » друзья дали книгу почитать», «зашел в интернете на форум, а потом была встреча в реале…» Это свидетельствует о том, что живые и действующие островки миссии существуют. Они могут официально никак не называться и не вести никакой отчетности, но, тем не менее, приводить многих и многих людей ко Христу.
Нет, я отнюдь не утверждаю, что все официальное и организованное сверху по определению плохо, а все, выросшее само из неформальных посиделок — хорошо. Штатные миссионеры и отделы епархий тоже зачастую неплохо умеют создавать живую жизнь. Но важно помнить о том, как бы не задушить уже живущее и дышащее. Ведь «Дух дышит, где хочет». Может быть, не в самом респектабельном и престижном месте, а просто на чьей-то кухне или в скромном кафе, Дух уже сейчас касается человеческих сердец и меняет умы.
Люди тянутся туда, где тепло. Где среди современного мира разобщенных одиночек можно обрести большую семью. Где им уже с порога окажут любовь предложенной чашкой чая и готовностью их выслушать.
Помню, как несколько лет назад я беседовала с одним пожилым греческим митрополитом и очень опытным духовником о том, чем же правильнее привлекать молодежь в Церковь: разговорами о рок-музыке, модной литературе или о современном кино. «Любовью и только любовью!» — решительно ответил мне владыка.
И изобразил эту самую любовь жестами: вот так, обнять, прижать к груди и погладить по головке. Они ведь, современные люди, очень раненые, битые и ощетинившиеся в ответ. Они выстроили вокруг себя железобетонные стены с колючей проволокой по верху, чтобы не допустить к сердцу кого-нибудь, кто способен причинить боль. Вот только любовь за эти стены тоже не проникает, поэтому там внутри очень-очень холодно.
А если где-то людей уже отогрели так, что они почувствовали себя в безопасности, осмелели и решились отворить свои железные ворота, то как бы не спугнуть?
Ольга Гуманов
|