ОЛЬГА АРОСЕВА СКУЧАЛА ПО МОЛОДОСТИ
Выдающаяся актриса Ольга Аросева 13 октября ушла из жизни в возрасте 87 лет. Есть люди, без которых трудно себе представить этот мир. Она была одной из таких. Нет, не просто актрис. Аросева — это время. Эпоха. Это — глоток воздуха и чего-то запретно-непонятного и влекущего, которое мы воспринимали через чудаковатую пани Монику в «Кабачке 13 стульев». Недавно Ольга Аросева дала эксклюзивное интервью корреспонденту Анжелике Заозерской. Встреча была связана с презентацией актрисой автобиографической книги «Прожившая дважды». До воскресного вечера 13 октября оно так и оставалось нерасшифрованным... Интервью публикуется впервые.
Бабанова указала ей путь в театр
- Ольга Александровна, вы были во многих странах мира. Наверняка, есть любимый город на Земле?
- Очень люблю Прагу и Париж. Париж, в котором работал мой отец, и где я жила в детстве, не помню — слишком тогда была мала. А вот Прагу, где жила до 10 лет, и даже ходила в школу, помню хорошо. Прага мне очень дорога, близка, всегда желанна. Будучи взрослой, при любой возможности приезжаю в Прагу, и хожу в свой дом, где прошло мое детство — это вилла Тереза.
- А Польшу любите? По маминой линии у вас есть польская кровь, причем голубая (предки Ольги Аросевой были польскими аристократами)?
- Разве только кровь польская?! Никаких родственных чувств к Польше не испытываю. Да и мои предки не из Польши, а из Вильнюса, где были поместья моего прадеда. Вот Вильнюс я люблю, и чувствую его, и часто там бываю....А Польша — нормальная страна...
- В вашей жизни случай — повлиял на выбор — стать актрисой?
- Мария Ивановна Бабанова сыграла большую роль в моем желании стать актрисой. Моя тетка работала в театре Всеволода Мейерхольда, и познакомила меня с Марией Ивановной, или, как мы ее называли, Мусей.
Однажды Мария Ивановна попросила меня проводить ее до театра. И мы шли с ней по Газетному переулку к театру Революции, на улицу Герцена. Потом я поступила учиться в театральный вуз на улице Герцена, и считаю, что именно Мария Ивановна указала мне путь — на улицу Герцена.
- В театр Сатиры приходят ли сегодня актеры, которые в перспективе могут стать такими же великими, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов?
- Может быть, они все и талантливые, только система постоянных стабильных театров накапливает актеров старшего поколения, которых никуда не выбросишь — пенсия-то у нас маленькая, невозможная. Поэтому из-за стариков театр может принимать очень маленькое число молодых актеров, а если и принимать, то на мизерные ставки. Большая проблема сегодняшней театральной жизни — неправильная система приема как в театральные вузы, так и в труппу театров.
Не встретила мужчину, похожего на своего отца
- Ольга Александровна, в своей книге «Прожившая дважды» вы с огромной любовью вспоминаете своего отца (расстрелян как враг народа в 1938 году). Был ли в вашей жизни человек, мужчина, который отчасти заменил вам отца?
- Мы с сестрой жили без матери, - нас воспитывал отец. Когда папа умер, мы потеряли все — квартиру (у нас забрали), вещи, но главное, - лишились отца. Мой отец был уникальный человек, и никто его заменить не мог. Никогда. Я даже не искала замену, потому что знала, - это невозможно. В своей жизни я даже близко не встретила мужчину, похожего на своего папу. Кстати, на отца я похожа характером в работе, в профессии, а в жизни - нет. Что касается внешности, то черты лица у меня мамины, которая была редкой красавицей, а цвет — папин. Я — единственная из сестер с серо-зелеными глазами, какие были у папы.
- Как вы оцениваете современную политическую жизнь России?
- Не провоцируйте меня на политические разговоры?! Не люблю я эти разговоры, не понимаю их, и не хочу касаться. Я живу своей профессией. Признаюсь, что многие вещи, которые происходят в нашей стране, я не понимаю, и не принимаю. Очень многому радуюсь, многому печалюсь. Но чтобы давать какую-то характеристику политической жизни страны, надо знать эту жизнь, а я ничего не знаю.
- Не испытываете ли вы чувство ностальгии по прошлому?
- Чувство ностальгии у меня есть по молодости, а не по тому времени. У меня нет ощущения, что раньше было хорошо, а сейчас — плохо. Время бывает разное — оно меняется. Но я скучаю по тому, что у меня нет сил бегать по гостям, романы крутить, ходить так быстро, как раньше ходила...А так, чтобы скучать — «Ах, как раньше жили хорошо, а сейчас плохо», - такого нет. Каждое утро молю Бога, и радуюсь, что я работаю, что приношу людям пользу, что зритель рад меня видеть, и зал хлопает. Рада, что читатели покупают мою книгу «Прожившая дважды», что просят подписать им. Все это приносит мне радость, благодаря которой я и живу. Хотя мне уже много лет, и здоровье не очень хорошее — ноги плохо ходят. Но жизни пока радуюсь...
Анжелика Заозерская
|