ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПЕРЕЕЗД — ЭТО ШОК
В Тульской области идет «оптимизация» сферы социальной защиты: 40 бабушек и дедушек должны написать заявление, что хотят переехать с обжитого места в большие дома-интернаты области. Переезд угрожает их здоровью. Без письменных приказов и официальных распоряжений решено расформировать палаты сестринского ухода (ПСУ) в селе Товарково.
Некоторые объявили голодовку
Поликлинику, на втором этаже которой годами живут 40 стариков, объединили с Богородицкой центральной районной больницей (ЦРБ). Новое руководство — главный врач Сергей Васильевич Огородник — предпочитает не иметь у себя на балансе «социальных коек». Поэтому он велел заведующей ПСУ собрать со всех проживающих «добровольные» заявления о переводе в другие дома-интернаты. После этого они будут ожидать направления в большие дома престарелых области.
Для бабушек и дедушек известие оказалось пугающей неожиданностью — слово «оптимизация» им незнакомо. Директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина регулярно навещает Товарковские палаты с волонтерами. Добровольцы поют песни, общаются с бабушками и дедушками, пишут им письма и поздравляют с праздниками.
— Для пожилых людей переезд — это шок, даже если тот интернат, куда их перевезут, хороший, — говорит Елизавета Олескина. — Товарковский дом престарелых в том же селе большой, на 200 человек, а бабушки и дедушки из палат сестринского ухода привыкли к семейному укладу, к своим милым и очень заботливым медсестрам. Другие дома-интернаты области тоже хорошо обеспечены, но все равно у одной бабушки от мысли о переезде уже случился криз, у других – обмороки и, некоторые, как сказали медсестры, объявили голодовку.
По правилам, если пожилые люди не напишут заявлений о переводе, при расформировании учреждения их должны будут забрать родственники, однако они есть не у всех и тем более не все хотят забирать стариков к себе. Волонтеры фонда «Старость в радость» отмечают, что старики не были заброшены в Товарковских ПСУ. Кроме того, что их навещали с концертами, фонд обеспечил отделение новыми кроватями, матрасами и постельным бельем.
Действительно, учреждению, где никто ни от чего практически не лечится, а люди живут годами, неразумно находиться в ведении министерства здравоохранения. Гораздо логичнее было бы числить его в ведомстве министерства социальной защиты. Волонтеры отмечают, что эту проблему следует решать не путем перевозки бабушек и дедушек с риском для их здоровья и жизни по разным концам района или области, а путем «смены вывески» на учреждении.
Уже есть прецеденты в той же Тульской области. Палаты сестринского ухода в деревне Романцево и поселке Бегичевский того же Богородицкого района хотели закрыть, но после вмешательства вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец и общественности стариков никуда не стали перевозить. Их больницы стали филиалами дома-интерната для престарелых и инвалидов в селе Товарково.
Несмотря на то, что в Товарково палаты сестринского ухода находятся на втором этаже поликлиники, их также можно сделать филиалом дома престарелых, не перевозя никуда стариков. Такие прецеденты — поликлиника на первом этаже и дом престарелых на втором — есть в разных регионах России.
Н. А.
|