СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ ДЕРЕВЕНСКОГО ПАРНЯ
Про историю Антона Шабунина я узнала в фонде «Право матери». Это такая храбрая общественная организация, которая помогает семьям военнослужащих, погибших в армии. А Антон Шабунин — это как раз и есть такая «семья погибшего в армии».
Чиновники отмахивались от него
Вероника Марченко, бессменный председатель фонда, упомянула его как-то, когда я в очередной раз к ним зашла. «Вот еще наш Антон, вернулся с моря. Первый раз море он увидел!» Она сказала это совершенно спокойно, даже буднично. Но когда я стала расспрашивать подробности про Антона, стало понятно, что речь идет о настоящем чуде, которое вмешалось в непростую судьбу деревенского парня.
В 2010 году в армии погиб его брат, Костя. Тело доставили на родину, в село Дуванное Кировской области. И замглавы администрации поселения требовал у Антона 5000 рублей — деньги, которые якобы были уплачены за транспортировку погибшего брата. Больше требовать было не с кого: годом ранее, когда Антону только стукнуло 18, — умерла их с Костей мать. А отец умер еще раньше.
И вот Антон каким-то невероятным образом разыскал адрес «Права матери», купил конверт с маркой и написал им письмо с одним большим вопросом: «Правомерно ли с меня требуют денег?» Он нисколько не плакался, просто излагал свою непростую ситуацию: «За работу, на которую меня все-таки взяли в декабре 2010 года, платят очень мало, не хватает даже на питание, а в доме нет ни вещей, ни белья, одежды, обуви. Ремонт квартиры сделан еще при жизни папы, а это лет 15 назад. Не на что заготовить дров, топлю, чем придется».
Юристы «Права матери» вмешались и, конечно, отбили эту атаку. Завязался контакт, сначала в эпистолярном жанре, потом уже и по телефону — тогда-то выяснилось, что и без того непростая жизненная ситуация Антона Шабунина осложняется вот каким обстоятельством: у него тяжелейшее заикание. Антону очень трудно общаться с миром, потому что выражение даже самых простых мыслей может занимать у него по нескольку минут.
И это безобиднейшее заболевание в случае с Антоном могло носить фатальный просто характер. Плохо ведь не то, что ему с приятелями было не поболтать, — плохо, что товарищи в кабинетах разных инстанций, которые могли бы сделать жизнь мальчишки хотя бы чуть-чуть полегче, нетерпеливо отмахивались от него. «Ой, иди, иди уже отсюда».
В ту минуту, когда Антон поднял трубку телефона, чтобы поговорить с Аней Каширцевой, сотрудницей «Права матери», какая-то невидимая рука переключила стрелку, и его судьба с этого момента покатилась по другим рельсам, совершенно к иным горизонтам.
Работают бесплатно в отличие от родного государства
История Антона была опубликована на сайте «Права матери». Первой откликнулась учительница Света из Рязани. Она перевела 8 тысяч рублей, и этих денег хватило на то, чтобы закрыть коммунальные долги Антона перед селом. Потом еще москвич Сергей Дмитриевич перевел существенную сумму — и было заплачено за три года обучения в Вятском колледже управления и новых технологий по специальности «программист». И сейчас, спустя почти три года после письма в «Право матери», Антон Шабунин — первый по успеваемости студент на своем курсе. А в селе учился хуже всех.
Кто-то переслал одежду и обувь, незнакомый парень из Питера отправил ему ноутбук. Позже на деньги, собранные фондом, Антон прошел курс в Московском центре патологии речи и нейрореабилитации, и заикается он теперь заметно меньше, в основном когда волнуется, а если взахлеб рассказывает о любимом деле — так и вообще эта его особенность становится незаметна. Наконец, в этом году, как уже говорилось, Антон впервые увидел море: та самая учительница Света из Рязани ехала с семьей в Адлер и взяла его с собой.
Кому-то все вышеперечисленное покажется мелочью. Подумаешь, поступил в колледж и съездил на море! Великое ли дело? Но пускай этот кто-то попробует прожить хотя бы год в холодной половине колхозного дома, в глухом лесном селе Дуванное, без родных, без языка. Без надежды. А потом поговорим.
Конечно, мы навестили Антона в Кирове, где он теперь живет и учится. И он оказался совершенно потрясающий парень. Настоящий артист, с харизмой — таких на телевидении любят. Вся жизнь Антона сейчас про кино. Летом он с друзьями снял короткометражный блокбастер (с драматическим уклоном). Этот фильм Антон выложил в Сети, его заметили продюсеры какой-то местной молодежной телекомпании — предложили ему стажироваться и работать.
Для Антона, который все основы кинопроизводства черпал в интернете, — это очередной счастливый билет. Он теперь катается с бригадой телекомпании по каким-то молодежным слетам, по окрестным деревням. Вся эта пестрая, веселая, интересная жизнь представляет разительную несхожесть с тем, как он жил прежде, в своем селе.
Также мне хочется верить, что и у «Права матери» все сложится, хотя им сейчас очень тяжело. поскольку он работает бесплатно и для людей. В отличие от родного государства.
Здесь изложена история одного-единственного Антона Шабунина, на которого государство махнуло рукой. А у фонда таких историй — тысячи и тысячи, хотя обычно речь идет о судебных тяжбах за различные льготы и доплаты для пожилых родителей. И сейчас именно благодаря поддержке простых людей фонд продолжает работу, продолжает биться с государством за права этих стариков.
Ольга Боброва
|