СЕСТРЫ НЕ ТОЛЬКО КОРМЯТ И МОЮТ БОЛЬНЫХ, НО И УТЕШАЮТ, ЧИТАЮТ МОЛИТВЫ
Уже 21 год Больница Святителя Алексия считается "ведомственной". В 1992 году бывшая 5-я градская была передана Московской Патриархии и с того времени находится под управлением Церкви. Почему сегодня сюда стремятся попасть на лечение даже те, кто от Бога далек? Об этом мы беседуем с главным врачом, кандидатом медицинских наук Екатериной Богдановой.
Клятвы Гиппократа сегодня мало
— Именно у нас можно реализовать истинно христианское представление об отношении к больным. Конечно, сегодня священник по желанию больного может прийти в любую больницу, чтобы исповедовать, причастить, соборовать. Да и больничные храмы открываются во многих лечебных учреждениях.
Но все дело в том, как эти врачи и вообще медицинский персонал относятся к своему делу: просто как к работе, где любая процедура и консультация стоят денег, или все-таки как к служению? Ведь, как бы пафосно это ни звучало, медицина — тоже служение. И одной только клятвы Гиппократа сегодня мало.
— Какие традиции у вас соблюдают?
— В больнице святителя Алексия существует уникальная патронажная служба, где работают сестры милосердия. Все они закончили Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Все пришли в медицину не случайно. Все — люди верующие. Они не просто "выполняют обязанности", а на самом деле служат. Богу, больным.
Ведь мало сделать только медицинские процедуры. Особенно немощным пациентам после тяжелейших поражений. Сестры милосердия кормят таких больных, моют, перестилают постель. Они и поговорят, и утешат, и подготовят к причастию, почитают Евангелие, молитвы. В любое время суток через сестер милосердия больной может пригласить священника, чтобы причаститься или собороваться.
В какой еще больнице вы встретите подобное? Уход еще можно организовать за дополнительные деньги. А душой пациента никто заниматься не будет. Для этого нужно особое состояние сердца, нужна вера. И действительно сестринское отношение к больным. Ведь мало поставить больному капельницу или сделать укол. Важно его еще и утешить. Многие наши сестры так привязываются к своим пациентам, что потом даже выезжают к ним на дом.
Клиника принимает и столетнюю бабушку
Наша больница едва ли не единственная, где свое здоровье могут поправить священники и монашествующие. Есть и другие отличия. У персонала особая униформа с ярким красным крестом. Это дань приверженности старым традициям медицины.
— Действительно, больные самых разных "сословий" стремятся попасть именно в вашу больницу, хотя здесь и нет VIP-палат.
— И очень хорошо, что нет. Наша больница и призвана стать образцом отечественной больницы для всех. И в первую очередь для людей бедных. Ведь высококвалифицированную помощь и, что очень важно, уход люди сегодня мало где могут получить бесплатно.
Пациенты с собой не приносят памперсы, пеленки, средства для обработки кожи — ими обеспечивает больница. Какая еще клиника примет, например, на госпитализацию столетнюю бабушку? Наша — примет. И будет лечить и ухаживать. Поэтому мы в больнице приветствуем добровольцев-волонтеров. Они тоже православные. Приходят сами, работают в качестве санитаров.
— Неужели у вас весь персонал — православный?
— В свое время, когда Святейший Патриарх Алексий благословлял меня сюда на работу, он хотел, чтобы в больнице работали православные сестры и врачи. Мы его благословение пытаемся исполнять, хотя жестких ограничений, чтобы вероисповедание становилось непременным условием работы в больнице, у нас нет. Все-таки для медика очень важен профессионализм. Пациенту нужно, чтобы ему правильно поставили диагноз, назначили необходимое лечение, квалифицированно сделали операцию.
— Как больные между собой уживаются? Ведь больница открыта не только для православных пациентов.
— Бывают иногда удивительные случаи. Одна монахиня перед выпиской рассказывала мне, что православные в ее палате, как и положено, молятся утром и вечером, на службу в больничные храмы ходят. Одна из больных, неверующая, сначала смотрела на них как на ненормальных. А к концу лечения сказала: "Нет, все-таки ненормальная — это я. Пора и мне креститься…"
Вадим Кириллов
|