«СЛОНОВЫЕ» ЗАДАЧИ ОСТАЮТСЯ ЗА БОРТОМ
Многие люди имеют вредную привычку откладывать дела на потом. И никакие увещевания: не откладывай на завтра, то что можешь сделать сегодня, — натуру не меняют. Этот феномен у психологов получил название прокрастинация (по-латыни pro — "вместо", "впереди", crastinus — "завтрашний"). В последнее время специалисты пришли к выводу, что у прокрастинации бывает несколько причин, среди которых обычная лень отнюдь не на первом месте.
1. Отсутствие личной заинтересованности
Как известно, для того, чтобы человек что-то сделал, у него должен быть мотив. Например, деньги. Но если дополнительные обязанности или поручения никак не сказываются на нашей зарплате, да и само дело не слишком срочное, то мы легко можем отложить его "в долгий ящик".
Бывает и так, что дело считает важным кто-то другой, а мы — нет. Скажем, кто-то из домочадцев просит нас что-то купить. Но нам эта вещь не нужна, и мы о ней благополучно забываем, даже если попадаем в магазин.
Случается также, что нам просто не хочется совершать какие-то действия. Психологи в такой ситуации советуют задать самому себе вопрос: "А оно лично мне надо?" Если ответ будет отрицательным, то следует попытаться передать кому-нибудь задание или вовсе от него отказаться. Это лучше, чем потом выслушивать упреки за то, что было сделано не вовремя или не слишком качественно.
2. Боязнь потерпеть фиаско
Например, школьник может до последнего оттягивать выполнение домашнего задания, опасаясь, что не справится с ним. Но то же самое может произойти и со взрослым человеком. Студенты никак не берутся за курсовую или дипломную работу, так как боятся плохих результатов. Сотрудник компании избегает браться за проект, так как полагает, что ему не хватает квалификации для успешной его реализации.
В подобной ситуации лучше всего не тянуть до последнего, а обратиться за помощью к компетентному человеку, который все разъяснит, растолкует, а возможно (хоть это и "непедагогично") просто сделает за вас часть работы. Таким "помощником" может оказаться и интернет, в нем можно отыскать ответы на многие вопросы. Или соответствующая литература.
3. Наличие внутреннего конфликта
По каким-то причинам определенные действия могут вызывать у человека подсознательную тревогу или неприятие. Это может быть связано с какой-то психологической травмой из прошлого. Предположим, начальник посылает вас с поручением в определенный район, а в этом районе на вас когда-то напали хулиганы, поэтому ехать вам не хочется, хотя умом вы понимаете, что вряд ли такая ситуация повторится еще раз.
По мнению психологов, нужно ставить перед собой четкую цель. И сразу начинать выполнять дело, не оставляя себе времени на переживания. Если же вы никак не можете взяться за выполнение задания из-за серьезной фобии, это повод обратиться к специалистам.
4. Неумение планировать свои дела
Сколько бы ни говорилось о необходимости тайм-менеджмента, люди все равно не успевают справиться со всеми делами. Причем даже составление списков дел на день им не помогает. Почему? Все очень просто — вместо того, чтобы расставить пункты в порядке важности и очередности, человек пишет их все подряд, по мере того как они приходят в голову. В итоге он часто тратит время на мелочи, а "слоновые" задачи остаются за бортом. Сначала следует выполнять первостепенные задания, не терпящие отлагательства, а потом уже браться за то, что менее важно или может подождать.
Еще одна ошибка — намечать больше дел, чем можешь выполнить. Вы должны предусмотреть и режим их выполнения. Если это связано со встречами, разъездами, то нужно "заложить" в график и время, которое потребуется вам, чтобы добраться до места, включая возможные задержки с транспортом. Иначе вы выбьетесь из графика. Если не уверены, успеете ли с кем-то встретиться или что-то сделать, лучше перенесите это дело на более удобное время или отложите на другой день. Не давайте обещаний, выполнение которых под вопросом.
Какие задачи лучше выполнять в первую очередь — мелкие или крупные? Одним людям проще побыстрее расправиться с мелочами, а затем уже браться за что-то "громоздкое", а другим наоборот — если они начнут с мелочей, то так выбьются из сил, что до решения остальных задач дело не дойдет. Поэтому, составляя планы, учитывайте свои психологические особенности и не взваливайте на себя больше, чем сможете "унести".
Дарья Любимская
|