НЕУЖЕЛИ БЕЗ РЕКЛАМЫ НА ТВ СТИРАЛЬНЫЕ ПОРОШКИ НЕ КУПЯТ?
Недавно на одном из каналов ТВ прошел фильм «Судьба человека». В самом начале такой кадр: 25 июня 1941 года. Вокзал, эшелон, проводы на фронт. Дрожащий голос героини потрясает: «Родненький мой, Андрюша… не увидимся мы с тобой больше на этом свете». Сыграть это по заказу невозможно, это можно лишь прочувствовать самой. Комок подступает к горлу… И тут мне любезно сообщают, что стиральный порошок «Ариэль» обладает массой удивительных достоинств. Как вы понимаете, эта информация мне и другим зрителям совершенно необходима.
Власть избавляет молодежь от сопереживания
Может быть, мне не стоило писать об этом, если бы не сжалось сердце, когда услышал: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Всё равно найдешь! Я так долго ждал, что ты меня найдешь!» Как же убедителен пятилетний Павлик Борискин в роли Ванюшки в этих счастливых и горьких кадрах, завершающих фильм! И как прав Шолохов, написав: «Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву». Не знаю, как другие, но каждый раз, снова увидев этого мальчишку, я с трудом сдерживаю слезы.
Видимо, в телевизионных конторах неглупые люди понимают, что подобные эмоции могут возникнуть не только у пожилого мужчины, они и молодого зрителя могут заставить задуматься над судьбой нашей великой Родины, не отступившей перед мировым фашизмом, но не устоявшей перед предательством. Впустить подобные мысли в головы молодых граждан власть не может. И она делает всё, чтобы избавить наших юношей и девушек от сопереживания и прочих сантиментов, свойственных культурному человеку, она им поможет, у нее есть реклама.
Ох, как мне хочется попросить г-на Нарышкина в день, когда вновь возникнет вопрос об организации «Дети войны», показать в Государственной думе эту сцену! Не всем депутатам это нужно, некоторые помнят о миллионах таких Ванюшек. Но большинство депутатов все-таки сродни некоторым бездушным деятелям телекультуры, сумевшим и тут вставить кадры о мужских проблемах и достоинствах ряда лекарств.
Кстати, о лекарствах. С их рекламой вообще происходит нечто удивительное. Не раз спрашивал знакомых врачей о самолечении. Ответ однозначен: недопустимо, ибо опасно для здоровья. А как же реклама лекарств по телевидению? Она тоже недопустима, объективно она вредна, ибо она-то и приводит к самолечению. Действительно, визит к врачу ныне не всегда доступен и организационно, и финансово. А тут лучшие фармацевтические фирмы советуют: пейте, натирайтесь, мажьтесь! И приписочка: имеются противопоказания, обратитесь к специалистам. Боюсь, далеко не всякий больной обратит внимание на эту часть рекламы и побежит за советом.
Фармацевтическая мафия на телеплацдарме
Уголовный кодекс, кажется, не предусматривает наказания за призыв к самолечению, к тому же у нас свобода, никто тебя к нему не понуждает, не хочешь – не прислушивайся, как не обязательно прислушиваться к призывам ведунов, знахарей, потомственных гадалок и им подобных экстрасенсов, усердно рекламируемых всё тем же ТВ.
Но ведь прямо предлагают: болеете – вот лекарство, если позвоните в течение часа, получите скидку. Ну а если не поможет и вам как минимум станет хуже, ничего не поделаешь. Бизнес, понимаешь… Но дело не в рекламе лекарств, хотя мне кажется, что фармацевтическая мафия основательнее других держится на телеплацдарме, и я не понимаю, почему не слышно решительного протеста медиков. Или им тоже выгодно?
Не очень верю, что в сегодняшней России реклама служит двигателем чего-то, но, наверное, кому-то она всё же нужна. Прежде всего нужна самим телевизионщикам, хотя канал «Культура» как-то выживает без нее. Они объясняют: не можем мы без рекламы, мы за ее счет существуем. При советской власти телевидение, конечно, было идеологизированным, но всё же куда более содержательным и попросту интересным, существуя почти без рекламы. «Нечего было рекламировать при пустых полках». Не думаю, что нынешнее содержимое магазинных полок достойно рекламы.
Как политик утверждаю, что современная реклама действует во вред обществу, развращая и разлагая его, т.е. она есть проявление отупляющей сознание идеологии наживы. Нынешняя рекламная идеология многократно сильнее давления на общественное сознание пресловутого агитпропа при ЦК КПСС времен заката СССР.
Как педагог, естественно, не чуждый психологии, утверждаю, что многократно производимые переключения сознания, когда повествование, исполняемое различными средствами, в том числе средствами кино, перебивается чем-то иным, не имеющим отношения к смыслу основной демонстрации, приводят к отуплению зрителя, особенно ребенка, да и вообще человека с еще не очень крепкой психикой.
Нынешняя реклама наносит непоправимый вред психическому здоровью и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Не понимаю, почему не слышен решительный протест педагогического сообщества, уж нам-то происходящее никак не помогает и выгодным быть не может. Плохо? Нет, господа и товарищи, это не просто плохо, это преступно. Это преступно по отношению к нам, к нашим детям, к нашему прошлому и к нашему будущему.
Лев Пичурин,
профессор, председатель комиссии по культуре Законодательной думы Томской области
|