УЧИЛСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ И ЧИТАТЬ ПО ГУБАМ СОБЕСЕДНИКА
В семье преподавателей музыки Ольги и Евгения Мошак четверо детей. Старшему Косте — двадцать. Он появился на свет без пороков развития — Костя перестал слышать в полугодовалом возрасте, на следующий день после прививки. Родители уверены, что такое осложнение дала вакцинация.
На отработку одного звука уходили месяцы
— Когда сыну исполнился годик, врачи объявили нам о том, что они ничем не могут помочь, нужен только слуховой аппарат, — говорит отец Кости Евгений Мошак. — Жена ушла с работы и полностью посвятила себя занятиям с ребенком. Нас поставили перед выбором: или вы научите неслышащего ребенка говорить, или отдадите в специализированный детский сад, где его будут учить языку жестов.
— Сурдопедагог, у которого мы консультировались, предупредила, что если ребенок выучит язык жестов, у него не будет стимула учиться говорить, произносить звуки — в таком случае он не заговорит даже тогда, когда сможет слышать с помощью слухового аппарата, — дополняет мужа Ольга Мошак. — И такой живой пример перед нами был: наш тотально неслышащий сын общался со своими здоровыми сверстниками и хоть с трудом, но говорил, а его слабо слышащий ровесник, освоив язык жестов, до сих пор не произнес ни слова.
Чтобы Костя стал понимать речь других и заговорил сам, родителям понадобились годы. На отработку одного звука порой уходили месяцы.
— Мы решили учить ребенка разговаривать и читать по губам собеседника, — рассказывает его мама. — Сын сначала научился читать, а лишь потом — говорить. Каждый звук мы из него буквально «вытягивали».
Особенно долго у Кости не получалось произнести букву «П». Мы дули на свечу, смыкая губы, чтобы ребенок понял, как это надо делать.
Потом родители соединяли те звуки, которые ребенку удалось произнести, в слова, затем — слова в предложения. Ведь Костя до недавнего времени не слышал собственного голоса. Зато речь хорошо знакомых ему собеседников мальчик бегло читал по губам уже в семилетнем возрасте.
— Я и муж очень переживали, что сына не примут в общеобразовательную школу, — вспоминает Ольга Мошак. — Но мы так серьезно подготовили Костю к школе, что его сразу зачислили во второй класс.
Инклюзивное образование, дающее возможность детям с ограниченными возможностями учиться вместе со здоровыми ребятами, тогда было в диковинку. Первая учительница Кости, по словам Ольги, волновалась не меньше родителей мальчика, ведь в этой школе до него неслышащих учеников не было. В средней школе часть предметов Косте преподавали индивидуально — в основном, устные дисциплины. Но оценивали домашнее задание этого ученика так же, как и всех его здоровых сверстников, — поблажек не давали.
И Костя старался «соответствовать»: мальчик вставал в четыре-пять утра и учил наизусть стихи, историю, право. Память у него прекрасная, но ведь все это нужно было проговорить, не слыша при этом собственного голоса. Костя проговаривал. Это были титанические усилия, но мальчик очень хотел окончить школу с отличием. И добился своего. Он прекрасно справился с тестами и поступил туда, куда давно стремился — в Донбасскую академию строительства и архитектуры на бюджетное отделение факультета промышленного и гражданского строительства.
Своим усердием он преодолевает все трудности
— Когда сын стал студентом, мы окончательно убедились, что сделали правильный выбор, отдав ребенка в обычную школу. Своей льготой, положенной ему как инвалиду по слуху, при поступлении он не воспользовался — не понадобилось! — не без гордости отмечает мама студента.
В вузе Костя исправно посещает лекции, хотя и не успевает понять большую часть сказанного. А то, чего не разобрал, наверстывает, перечитывая учебный материал на компьютере. Учебный процесс ему дается гораздо сложнее, чем другим ребятам, но своим усердием он преодолевает все трудности.
— Я стараюсь в течение семестра заниматься так, чтобы получить зачет и экзамен «автоматом», — делится секретом своего успешного обучения Костя. — Хочу стать хорошим инженером, построить свой дом, завести семью, ну и… посадить дерево.
— В вузе мне было страшновато знакомиться с сокурсниками — опасался, что они не поймут, что я говорю, — признался Костя. — Конечно, больше общаюсь в соцсетях — переписываться у меня получается лучше, чем говорить. Но постепенно познакомился, стал понимать их, а они — меня. С роллерами у меня вообще нет проблем, роллеры — это одна большая семья.
В 2010 году Костя Мошак привез свою первую медаль, выигранную на соревнованиях роллеров. Два года назад его пригласили в российскую команду роллеров «Just Wheels», спонсоры которой теперь оплачивают его участие в соревнованиях. Публичность юношу давно не пугает: 15 декабря прошлого года Костя стал участником шоу телеканала «Интер» «Красное и черное» и вместе с напарником выиграл гонку.
Конечно, родители пытались помочь сыну, приобретали слуховые аппараты самых новых образцов. Первые появились у него в двухлетнем возрасте. Но с их помощью Костя слышал лишь шум и отдельные звуки. «Один аппарат вообще вызывал головную боль, — рассказывает Костя. — Лишь год назад я смог услышать, как громыхает трамвай, как поют птицы. Особенно мне понравилось, как шумит камыш, а вот человеческое пение не воспринимаю, речь — отрывочно, но самого себя, наконец, услышал».
Друзья-роллеры помогли родителям парня собрать средства на самые современные швейцарские слуховые аппараты, которые вернули Косте около 30 процентов слуха. Надев их, юноша с жадностью ловил каждый звук, спрашивая: «А это что? А это?» Маме он признался: «Боже, как же я ужасно разговариваю». И пообещал работать над своей речью.
Елена Смирнова
|