ИЗВЕСТНЫЙ ФАНТАСТ ПОВЕРИЛ В БОГА
Фантастика - такой удивительный жанр, где, как в микроскопе, видны все «тараканы» нашего всепланетарного сознания. И за верными ответами насчет будущего надо идти только к ним. Они знают. Вот мы и обратились к самому известному фантасту и главному «дозорному» России Сергею Лукьяненко.
Никто не угадал сотовую связь
- Сергей, сегодня столько фантастического происходит. Современное состояние мира заставляет напрягаться, чтобы придумать еще более удивительную реальность?
- Прямо в точку попали. У меня ощущение, что я сегодня нахожусь в кафкианском мире. Новости у нас сплошь из разряда «мексиканского наркобарона задушил клоун на детском празднике». От этого у меня бывает ощущение полной - тут, пожалуй, заменю подходящее родное слово на англицизм - крейзы. Даже самая безумная фантазия не успевает за реальностью.
- Но эта наша крейза подкидывает вам сюжеты, повороты, поступки героев?
- Конечно! Оттуда и черпаем! Любая хорошая фантастика прежде всего говорит о реальности, о том, что волнует людей в жизни сейчас, - ведь рассказывать о проблемах человека XXV века было бы смешно. Это все равно, как если советский человек, никогда не выезжавший за рубеж, примется писать детектив из американской жизни. Но я осторожно использую какие-то события в своих сюжетах - несколько раз мне доводилось участвовать в мистификациях, и я знаю, до каких масштабов они могут раздуться.
Например, я случайным розыгрышем породил легенды про остров Барса-Кельмес в Аральском море, про то, что там происходят загадочные сдвиги времени. Недавно я прочитал, что один англичанин едет на Барса-Кельмес изучать его тайны. Всем хочется верить, что есть в мире какие-то загадки. Может, и не стоит до конца разбираться? Надо оставлять место для чуда.
- А вы лично в своих книжках что предугадывали?
- Какие-то социальные вещи. Например, описывал бомбежку в Югославии, которая как раз и разразилась в тот момент, когда книга вышла. Но писал-то я ее раньше. За полгода до грандиозного теракта в Америке я его угадал. Порой технические ерундовинки угадываю. Крупные вещи угадываешь редко. Есть хрестоматийный пример: никто из писателей-фантастов не угадал сотовую связь.
Придумывали коммуникаторы в виде браслетов. Но никто не понял, что это неудобно и все равно это будет то, что держишь в руке. И никто не мог угадать самого принципа сотовой связи. Артур Кларк в свое время придумал спутники связи, помещенные на геостационарную орбиту, - это было точное предсказание. Потом, когда его идея воплотилась в точности, очень переживал, говорил: «Что же я патент не взял, я бы озолотился». Но, как правило, фантасты социальные явления предугадывают лучше, чем научно-технические.
Все разумом не постигнешь
- А вы не игрок, кстати? Куда вы деньги тратите, простите за вопрос? У вас, как у любого мужчины, наверняка есть любимые игрушки.
- Игрушки, конечно, есть, как у любого человека. У меня хорошая квартира - пентхаус. Еще я люблю путешествовать. А еще у меня трое детей. Представляете, что это такое - воспитывать с Москве троих?! Один уже ходит в школу. А хорошая школа в Москве стоит таких денег, что проще отдать чадо в аналогичную хоть в Париже-Лондоне, хоть в Нью-Йорке.
Так что у меня вряд ли когда-либо будут вопросы, куда тратить деньги. Страшему сыну, Артемию, десяти еще нет, младшему, Даниилу, - 6, а дочке Надежде вообще год - они у меня маленькие еще, и что будет дальше? Старшего сейчас - тьфу, тьфу, тьфу - как раз пробило на чтение, он с удовольствием начал читать Нила Геймана, например, - молодчина, мне нравится.
- А куда идет фантастика? Самое такое перспективное направление…
- К сожалению, в основном идет в фэнтези. Это многолетний мировой тренд, и никуда от этого не деться. Но должен все-таки произойти какой-то рывок в другую сторону. Может, это будет, грубо говоря, какая-нибудь религиозная фантастика. Легко! Биологическая, изотерическая или виртуальная.
- А у вас, человека-фантаста, какие-то особенные отношения с Богом?
- Ну как… Я осознанно крестился во взрослом возрасте - в 30 с лишним лет. После того как я написал книгу «Холодные берега» - это такая альтернативная история развития мира, когда христианство стало другим, там очень сильная и провокационная развилка. То есть царь Ирод преуспел в своих замыслах, и Христа убили во младенчестве. И после этого мир стал другой.
Люди получили другого мессию из обычных людей, который попытался по-своему занять место Христа. Это была интересная и сложная книга для меня. Пришлось очень много читать Библию, религиозную литературу. В итоге я понял, что не могу, как раньше, называть себя просто агностиком. Полученные знания заставляют меня верить в Бога. Все разумом не постигнешь, и без веры невозможно.
- Она сильно облегчает жизнь...
- Паскаль, кажется, доказывал, почему хорошо быть верующим. Все религиозные правила - это нормальные правила поведения в жизни, и ты не проиграешь, их выполняя, наоборот, только приобретаешь, становясь примерным человеком. Во-вторых, если Бога нет, ты ничего не теряешь, а вот если все правильно и Бог есть, то ты выигрываешь все.
Анна Балуева
|