КОНЦЛАГЕРЯ ДЛЯ СОБАК
Безобразное содержание бродячих животных в муниципальных приютах стало уже общим местом в полемике зоозащитников с городскими чиновниками. Одни называют их концлагерями для собак, другие - крепостью, способной оградить город от бродячих стай. Как выяснил мы, все зависит от того, в чьи руки попадают четвероногие.
Большая пропасть между двумя приютами
За счет городского бюджета сейчас живут 11 приютов для безнадзорных собак и кошек. Большинство из них работают по временной схеме: там нет канализации, электричества, воды. Выкручиваются как могут. Хотя о приюте «Зоорассвет» возле Кускова этого никак не подумаешь.
Он относится к Департаменту ЖКХ правительства Москвы, сюда поступают собаки и кошки по судебному решению об их изъятии «из неподобающих условий содержания». Например, не так давно привезли восемь неимоверно грязных и запуганных собачек из квартиры «любительницы животных». Их не выгуливали на улице, просто меняли подстилку из газет в комнате, где они безвыходно прожили не один год!
В «Зоорассвете» сразу начинают мыть, кормить, лечить, словом, спасать. Тут прекрасные ветврачи и кабинет с лазерной аппаратурой и ультрастомом - прибором для чистки зубов животных. Ветеринарам Ирине Шибаевой и Екатерине Бизяевой удалась такая неординарная операция, как пересадка кожи дворняге Цыбуле. Лоскут с бедра ей приживили на поврежденную переднюю лапу. Поэтому животные здешних айболитов не боятся.
Команда сотрудников тут работает опытная и сплоченная. Несколько лет назад, рассказывает директор Наталья Храмешина, из-за сбоя в бюрократической машине «Зоорассвету» не выделили средств на январь. И ведь никто из персонала не ушел. Все 20 человек отработали целый месяц, так и оставшийся неоплаченным.
В приют на улице Красная Сосна привозят собак, отловленных по заявке ДЕЗов. В справочной префектуры СВАО любезно дают несколько телефонов ответственных лиц, в том числе Зои Григорьевны Садыковой, поскольку «она занимается отловом собак». Г-жа Садыкова сразу заявляет, что к приюту на улице Красная Сосна отношения не имеет. Отчего та с ходу открестилась от приюта, стало понятно, когда я попала внутрь.
Cразу оказываюсь рядом с громадным контейнером, наполовину заполненным дурно пахнущей субстанцией, небрежно посыпанной опилками. Гору содержимого, как выяснилось, составляли экскременты, копившиеся на тот момент не меньше недели. Несмотря на вонь и стекаемые от контейнера по дождливой погоде мерзкие ручейки, ему полагается стоять здесь до заполнения. Вывозить чаще невыгодно администрации.
В каждом вольере - по 7-10 обитателей
Кстати, контора Сергея Скукина, нынешнего управляющего от ООО «Экостройсфера», подрядной организации этого года, содержащей приют, находится аккурат в противоположном конце территории - подальше от смрадного контейнера. Зато в считанных шагах от него - четыре собаки, каждая на цепи. За ними начинаются вольеры площадью не более 10 «квадратов», в каждом - по 7-10 обитателей, но теснота не самое страшное.
Когда собак более двух-трех, да еще в замкнутом пространстве, они объединяются против слабейшего или против новичка - по ситуации. И если не вмешается дежурный работник приюта, могут загрызть насмерть. Что и происходит здесь, по словам моих знакомых волонтеров, ежедневно, вернее, еженощно.
Cлышу из уст добровольцев примерно одно и то же: «Прихожу, а белой собачки (черной, рыжей, лохматой) нет. Рабочий говорит, когда убирали вольер, выскочила, удрала на улицу». Места таких «нечаянно убежавших собачек» быстро занимают уличные. Общая численность - 450 особей - поддерживается новыми партиями отловленных собак. Так что отчетность в порядке.
Вопрос о скученности животных я адресовала Ольге Зарецкой, главному специалисту управления озеленения городских территорий и городской фауны Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы. Ответом было: «А как расселять 450 собак? Расширять приют нельзя, местные жители и без того жалуются на лай собак!»
Хотелось бы Ольге Петровне напомнить: приют на Красной Сосне в этом смысле расположен идеально. С одной стороны - железнодорожная ветка Ярославской дороги, круглые сутки громыхающая поездами дальнего и пригородного следования. Со всех других - промзона и лес Лосиного острова. Жилых домов даже на горизонте не видать. Где, как не здесь, в случае надобности расширять приют?
Но самая неприятная для чиновников тема - финансовая. Ясно, что суммы, выделяемые на оба приюта, примерно схожие. В «Зоорассвете» 320 мест для собак и 64 для кошек, на улице Красная Сосна - 450 для собак. А по уровню содержания животных - пропасть. Почему так? Управляющий Скукин общаться с прессой отказался - отправил к «балансодержателю». Круг замкнулся.
Наталия Владимирова
|