НЕ С ТЕХ ПРИМЕР БЕРУТ!...
Наша власть очень не любит, когда ее тычут носом в содеянное. Сценарий по Герцену: «Государство расположилось в России как оккупационная армия». Народ потихоньку злится и начинает огрызаться, а власть тут же вскидывается и тычет пальцем в просвещенную заграницу, требуя сравнения и выводов в свою пользу.
Честнее сравнивать себя с Пхеньяном
Основной рефрен – там, мол, еще дороже. И заготовлены примеры – Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Токио. Наиболее болезненное сравнение по поводу платных парковок. Команда Собянина своим приказом определила, что местные будут платить за асфальт, а они апеллируют к прокуратуре, не вовремя признавшей противозаконность вспыхнувшего ценой Бульварного кольца, но вовремя поджавшей хвост из-за окрика сверху.
Сейчас, пока серенькая нано-партия с красивым названием, некрасивыми поступками и бесцветным председателем что-то там инициирует по поводу общегородского референдума на тему платных парковок, мэрия ужалено красуется на фоне охвата и ценника в достойных городах мира. Столичная власть обожает сравнивать себя с Европой и миром, она непременно хочет оказаться вровень с ними, она остро нуждается в выгодном сравнении с ними и все время поминает любимые пять мировых столиц.
Косвенно это говорит о том, что московские градоначальники считают себя равными Европе. Но какие есть основания сравнивать Москву с Парижем или Лондоном? Почему с ними? Только потому, что руководители города мысленно уже там, все свои поступки полагают приближающими нас к просвещенной Европе, а ценник чужих усилий оправдывает их оброк в Москве? Не с тех пример берут!..
«Сегодняшняя Европа – гниль, гангрена, вырождение, себя сохранить не в силах. Похоронить! Не подражать! А тому подражать, что главным было в великой Европе великих времен – величию ума, таланту трудиться и благотворной суровости морали», пишет Михаил Веллер.
Поэтому честнее и логичней сравнивать себя и дела свои, особенно мэру города, не с Европой, а с близкими, понятными и находящимися на сопоставимом уровне правовых, демократических и цивилизационных достижений столицах: Уагадугу (Буркина-Фасо), Улан-Батором (Монголия), Пхеньяном (Северная Корея), Могадишо (Сомали), Фритауном (Сьерра-Лионе). Не забывая, что все это столицы демократических республик.
Сколько стоит парковка в центре Улан-Батора? Как быстро и за чей счет приезжает эвакуатор в Пхеньяне? Сколько резидентных пропусков имеет столичный житель Могадишо? Запрещено ли на своем пикапе ездить по центру Фритауна? Каждый ли двор платный в Уагадугу? Ответов нет? А съездить, посмотреть, разузнать, перенять опыт?
В Угадугу «реношки» вместо «мерсов»
Столичному мэру и его транспортному заму было бы полезно для всех нас начать изучение опыта с Уагадугу. Ознакомиться с наследием президента Буркина-Фасо Томаса Санкара, жившего на жалование армейского капитана в $450, отдавшего президентскую зарплату в $2000 сиротскому фонду. Личное имущество президента состояло из Peugeot, трех гитар и велосипедов.
У себя в кабинете он не разрешил устанавливать кондиционер, поскольку считал это непозволительной роскошью на фоне всеобщей бедности. В один присест уволив половину кабинета министров, президент Санкара отправил их работать на фермы, «где от них будет больше пользы». И уже через три года после прихода Санкары к власти Всемирный Банк констатировал, что в Буркина-Фасо искоренена коррупция. В связи с чем отпала необходимость в бизнес-классе для перелетов министров, платной парковке в городах, и «мерсах» для чиновников, которых он пересадил на самые дешевые Renault-5.
Монголам парковки не нужны
Много полезного ждет мэра в Улан-Баторе. Этот город зажат на дне котловины и развиваться ему некуда. Место закончилось на рубеже веков. А живет там 50% населения страны и все непременно ездят на машинах, лошадях, верблюдах и мотоциклах, поскольку метро нет, автобусы редкость, а электричку еще не придумали. И ни одной платной парковки. Как при такой концентрации людей и техники монголам удается разъезжаться и везде успевать – вот бесценный опыт, на постижение которого москвичам ни мэра своего ни жалко, ни его зама.
Пхеньян без эвакуаторов
Замечательные открытия подстерегает мэра в Пхеньяне и его окрестностях, где превалирует гужевой транспорт и грузовики на газогенераторах, проще говоря - на дровах. Автобусов в провинции нет и население ездит на попутках. Зато в самом Пхеньяне одна из самых уважаемых профессий – регулировщица на перекрестке. Платных парковок во всей стране нет ни одной, как и эвакуаторов, парковочных мародеров и штрафов за въезд к себе домой на машине не той системы.
Собянин и Сомали
А можно было бы начать коллекционировать подобающий опыт с Могадишо… Интересно, какого мэра нам назначили бы из-за этой командировки в Сомали? Может, менее просвещенного, не такого закомплексованного Европой и немного обращающего внимание не только на деньги, но и на людей?
Фритаун свободен от поборов
А если ему удалось бы выбраться из Могадишо, то не очень уж и далеко есть не менее увлекательный Фритаун. В нем живет полтора миллиона человек, предпочитающих выбрасывать мусор прямо на улицу или в местный ручеек. Ездить по Фритауну европейцам не дано. Зато местные отлично управляются и несмотря на перегруженность улиц, «пробки» и неуважение к регулировщикам, умело решают между собой вопрос парковки, стоянки и хранения транспорта, не привлекая к этому ни мэра, ни полицию, ни армию.
...Посещение Парижа или Лондона вредит пониманию истин и честной оценке положения. А вот поездка всей мэрией в Могадишо и Улан-Батор обогатит ее сотрудников важным опытом и точным определением нашего места в мире и их достижений. Поумнели бы, подобрели и занялись чем-нибудь полезным и бесплатным.
Сергей Асланян
|