Александр БАЛУЕВ, артист: МНЕ ВСЕ ПОЛИТИКИ КАЖУТСЯ БОЛЬНЫМ
В конце прошлой недели свое 55-летие отметил Александр Балуев - актер, который со времен "Мусульманина" Владимира Хотиненко ходит в самых популярных артистах российского кино. При одном только взгляде на Александра Балуева женские сердца замирают. Представительницам прекрасной половины человечества актер кажется героем, который если уж придет, то непременно всех хороших людей защитит, а плохих — победит.
«Ну, какой из меня Гамлет!»
- Вы несколько раз в интервью упоминали, что популярность артиста Балуева - всего лишь следствие слепого случая. Что вы имели в виду?
- Я никогда не мечтал стать киноартистом. Все мои мои робкие стремления зарубили еще в юношестве множество кинорежиссеров. "Ну куда ты лезешь со своим большим носом и полностью отсутствующими губами?!" - говорили мне они. И я уже как-то смирился с тем, что никогда не стану звездой в кино. Играл в театре, и все меня устраивало. Даже дебютную роль в фильме я получил от такого же артиста, как я - Александр Кайдановский предложил сыграть главного героя в его фильме "Жена керосинщика". До этого я уже махнул на свою несложившуюся кинокарьеру рукой - благо, театр до сих пор дарит мне гораздо больше занятости, да и эмоций честно говоря, чем кино.
- Парадоксально, что вы, оставаясь одним из самых востребованных актеров нашего кино, одновременно его нещадно критикуете. Нет ли здесь противоречия?
- У меня же есть глаза, которые не могут не видеть, что мы живем в век целофанового кино. Я так называю всю продукцию, которую демонстрируют в кинотеатрах в придачу к поп-корну. К сожалению, у нормального зрителя зачастую просто нет выбора, что смотреть - кругом один целлофан.
- Ну так и у вас одна из недавних ролей случилась не где-нибудь, а в "Самом лучшем фильме-3".
- А я ведь не снимаю с себя ответственности. И уж тем более не говорю, что за какие-то роли мне не стыдно. Стыдно, и еще как. Но человек ведь так устроен, что всегда находит себе оправдание. Так и здесь. "Самый лучший фильм" - это вообще предприятие странное. Есть в стране несколько популярных людей, которые вдруг начали считать себя артистами. Один в телешоу что-то постоянно ремонтирует, другой - разговаривает с телевизором. В том, что они популярны, нет ничего плохого. Но вот эти люди еще зачем-то участвуют в кино. Ну, вот и так у нас бывает...
- Вы в кино отвоевали себе нишу, которую условно можно назвать "образ настоящего русского мужчины" - такого доброго, но справедливого человека, который в случае чего может и кулаком по столу. Не боитесь ли вы застрять в одном-единственным амплуа?
- Было бы странно, если бы я хотел сыграть какого-нибудь трепетного юношу с букетом цветов. Или, скажем, Гамлета. Как только такие мысли возникают, я тут же смотрюсь в зеркало. Потому что всегда нужно плясать от собственной фактуры. С другой стороны, у меня есть одно правило - я соглашаюсь играть только то, что мне неблизко. До сих пор одной из самых любимых моих работ в театре остается главная роль в "Калигуле" по пьесе Камю. Да и вообще персонажи, связанные с властью, мне очень интересны. Мне все эти люди кажутся больными. И сам я никогда не буду стремиться, чтобы занять какой-нибудь важный пост. Но тем интереснее посмотреть на них изнутри.
Мытье посуды - психологическая терапия
- Этим интересом была обусловлена ваша роль в сериале "Петр I" Владимира Бортко, где вы сыграли русского императора?
- Да, меня как раз привлекло то, что у Бортко был немного другой взгляд на Петра. Он понимал, что необходимо было снять его с пьедестала и приглядеться к нему - что это вообще за человек? Каким образом на него повлияла там огромная власть, которая ему досталась? В конечном счете наш фильм о том, что все люди, стремящиеся к вершинам власти - глубоко больные люди. И сыграть этот диагноз мне было безумно интересно. И такой личный взгляд на историю нам очень многое дал. Выяснилось, что масса важных вещей происходила в стране из-за самых пустяковых поводов. То есть в буквальном смысле - быть или не быть той или иной реформе, решалось из-за того, болит там что-то у человека, ответственного за принятие решений, или не болит. Причем все это справедливо и по отношению к правителям, которые были после Петра.
- Артисты очень любят жаловаться, что они настолько загружены, что времени на себя почти не остается. Вы же называете такие заявления лукавством. Почему?
- Потому что каждый актер на самом деле страшно боится выпасть из этой обоймы, которую все загружают работой. У меня у самого отпуск выпадает раз в год примерно на неделю. Я его стараюсь синхронизировать с каникулами дочери. Чаще всего, это бывает зимой, так как и она, и я любим кататься на горных лыжах. Так вот, если мы с ней вдруг катаемся на лыжах больше недели, у меня начинается нервное расстройство - я боюсь, что этот затянувшийся отпуск может продлиться бесконечно долго.
— Согласны с тем, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок?
— Не стал бы расписываться за всех мужчин, это очень индивидуально. Но покушать, конечно же, люблю. Одно из самых любимых блюд — пельмени. Чтобы их приготовить, приходится потрудиться, но результат того стоит. Нравится также японская кухня. Хотя, например, перед съемками или спектаклем много съесть не могу, люблю играть налегке.
— Правда, что ваше любимое домашнее занятие — мытье посуды?
— Не могу сказать, что дома только этим и занимаюсь, чаще всего я там все-таки отдыхаю. Но если нужно вымыть посуду, делаю это с удовольствием. Знаю, что многие женщины терпеть не могут это занятие. Говорят, Агату Кристи оно настолько раздражало, что именно во время мытья посуды она придумывала самые кровавые сюжеты своих детективов. У меня — обратный эффект. Не знаю, почему так происходит, но для меня это потрясающая психологическая терапия — мытье посуды успокаивает, особенно в каких-то нервозных, стрессовых ситуациях.
Алексей Нечаев
|