ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА И СИЛЫ ДУХА
Через металлоискатель в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко с трудом протискиваются инвалидные коляски. Дети, не способные ходить, взрослые с ограниченными возможностями здоровья - все они приехали на первый в России фестиваль танцев, чтобы посоревноваться в искусстве и силе духа.
Они не жаловались, не плакались в жилетку
«Давай повторим «ласточку», - Лена Леончикова уговаривает своего партнера Егора Луканова показать фотографу несколько танцевальных па. Ее коляска с яркими красными полосками быстро скользит по паркету. После того как парень выполняет сложный акробатический трюк, Елена шепчет: «Здорово, да?! Жаль, у нас нет специальной коляски. Для танцев нужны кресла с особыми колесами - под углом. А эта обычная - «Пикник». И все равно хорошо получается. Егор иногда плачет, когда кружимся по сцене».
Выслушав историю этой женщины, стараемся не заплакать мы. Жительница Оренбурга Елена Леончикова стала инвалидом в 19 лет. «Была как все. Училась в колледже, после уроков бегала на танцы. О чем-то мечтала, что-то планировала и - бац... Два шага, две минуты, и я больше не хожу. Инсульт спинного мозга. Врачи несколько лет не могли разобраться с диагнозом. И я со временем бросила думать: как, почему, за что? - признается Елена. - Привыкла к новым обстоятельствам и условиям. Пишу книги. Танцую. Сначала выступала в паре с инвалидом-колясочником, а Егор Луканов был на подтанцовке. А когда услышала о фестивале Inclusive Dance, предложила ему: «Попробуем?» Он ответил: «С другими не отважился бы. С тобой готов». Сами искали хореографа, репетировали - и вот мы здесь, в Москве, в числе лауреатов конкурса».
Такие рассказы звучали «за кулисами» фестиваля, организованного Центром социокультурной анимации «Одухотворение», не раз и не два. Молодые красивые девушки и парни говорили об авариях, изменивших их судьбы, о детских болезнях, закончившихся инвалидностью. Они не жаловались, не плакались в жилетку. С улыбкой произносили слова «необратимо» и «неизлечимо», потому что для них «ограниченные возможности здоровья» - давно не новость и уже не боль.
«Я заинтересовалась проблемами инвалидов, когда сама перенесла несколько сложнейших операций. После автокатастрофы меня собирали по частям, - говорит москвичка Наталья Кривенькова, художественный руководитель детского театра-студии «Натали». - В нашей стране инвалиды лишены общения. Все эти рыдания на публику в социальных сетях, игры в гуманизм и милосердие не имеют ничего общего с реальной жизнью. У таких коллективов, как наш, нет спонсоров и меценатов. Найти деньги на костюмы, арендовать помещение для занятий, нанять педагогов - все проблематично. Правда, лично нам помог режиссер Карен Шахназаров - приютил на «Мосфильме». А как быть другим ансамблям и инклюзивным группам?»
Кусочек счастья
Пока организаторы фестиваля Inclusive Dance объясняли гостям мастер-классов, что танец - способ объединить людей, приобщить их к искусству, российские артисты общались с иностранцами и выясняли, кто, где и в каких условиях готовился к международному шоу.
Итальянская группа Art Essenziale Danza из маленького городка Новаро, например, существует около 15 лет. Живет на деньги муниципалитета. Репетирует в здании бывшей школы - помещение подарила мэрия. В Россию 15 танцорам помогли приехать спонсоры.
Казахский ансамбль Sensitive из Петропавловска финансирует один из акиматов (органов власти) республиканского Министерства образования и науки.
А оренбурженке Елене Леончиковой пришлось просить у чиновников деньги на проживание в московской гостинице. И тренировалась она в провинциальном ДК «Строитель» с деревянными полами: «Коляска постоянно спотыкалась о трещины и выступы».
Танцоры из Швеции и Голландии приехали на фестиваль с дорогостоящей техникой. А российских инвалидов привозили на мероприятия в обычном автобусе - без зуммеров и специальных подъемников. Людей вносили и выносили из транспорта на руках.
В Inclusive Dance приняли участие 500 танцоров из 22 регионов нашей страны и десятки зарубежных коллективов. 44 ансамбля стали лауреатами I, II и III степени. Фестиваль проводился при поддержке правительства Москвы, Фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Всероссийского общества инвалидов, а также Информационного центра ООН.
«Для нас это уникальное событие, кусочек счастья, - услышали мы от Нины Молокановой, мамы 25-летнего парня в инвалидной коляске. - Сын Саша сейчас сам работает тренером - обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. Для него это новый опыт и новая сцена».
«Понимаете, в танцевальной реабилитации инвалидов сами танцы отодвигаются на второй план, - заметил Александр. - Главное - моральная поддержка, общение».
А может, инклюзивные танцы - это урок прежде всего для здоровых людей? Урок милосердия и доброты.
Никита Бессарабов
|