ГАРАНТ НАДЕЖНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В НЕСТАБИЛЬНОЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ
С именем главного режиссера, художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек связана целая театральная эпоха нашей страны... 19 декабря ей исполнилось 80 лет. Сегодня это уже сложно даже представить, но трудовая книжка Галины Борисовны Волчек всю ее профессиональную жизнь так и пролежала в одном месте, и на ее страницах — лишь одна запись.
Заставляет верить — победит
Она окончила в 1955 году Школу-студию МХАТ, куда поступила во многом наперекор желанию своего отца — известного кинорежиссера, который мечтал о Литературном институте для дочери. Но тяга к театру оказалась сильнее.
Создание «Современника» стало для юной выпускницы школы-студии настоящим подарком судьбы. Хотя можно ли назвать подарком то, что создано своими же руками? Первые выходы на сцену, первый актерский успех и вдруг — предложение, если не сказать приказ, Олега Ефремова: каждый из актеров «Современника» должен испытать себя в режиссуре. Логика в этом была, ведь среди создателей молодого театра профессиональных режиссеров не было — с проб и ошибок начинал и сам Ефремов.
В 1970 году Олег Ефремов ушел во МХАТ, и созданный им театр остался без руководителя. После ряда попыток управлять театром коллегиально стало ясно, что без единоначалия не обойтись. Весь груз ответственности и взвалила на свои плечи Галина Волчек, которая вот уже более сорока лет остается во главе «Современника».
И вот октябрь 2013-го. Она открывает свой 58-й сезон — очень сложный: грядет ремонт и переезд в другое, временное помещение на Яузе. А она плохо себя чувствует.
А еще не назначен новый директор. А еще у нее на выпуске премьера «Игра в джин» с Гафтом и Ахеджаковой. А через полчаса она соберется и выйдет к своим артистам:
— Знаете, наш буфет стал клубом, где нет места творчеству. Какие-то сплетни, слухи. Хозяев развелось слишком много. Все разговоры о том, кто сколько зарабатывает, какой спектакль самый продаваемый, — с этим будет покончено. Это театр разрушает. Поймите, театр, и не только наш, вообще претерпевает тяжелый момент. У нас перепутали понятия «театр» и «модное место». Пока я жива, я постараюсь не допустить, чтобы мы превратились в модное место. Мы — театр. Адрес, как и привычка, тоже имеет значение. Тут, как в самом начале пути «Современника», мы должны объединиться и понять: что главное — не я, а мы, не меня — а нас. Вы должны настроиться на то, что только вместе мы сможем победить.
Голос тихий. Видно, что нехорошо ей, что не в лучшей форме, но есть что-то такое во всей ее фигуре, что заставляет верить — победит. Не потому что железная, сильная, мощная, а потому что просто устроенный сложный механизм. Как гарант надежности и стабильности в нестабильной нашей жизни.
«Если обидела - извинюсь. Корона с меня не упадет!»
Это несколько откровенных высказываний Галины Волчек из книги «Главные правила жизни», только что выпущенной издательством «Эксмо».
Я никогда не завидовала ни внешности, ни хорошей фигуре, которой у меня никогда не было, ни богатству, которого у меня тоже никогда не было, ни ролям. Но… Когда я, сидя в машине, вижу… женщину с прямой спиной и она не хромает и хорошо дышит, я думаю: какая счастливая!.. я не желаю ей того, что у меня, но восхищаюсь тем, что такое возможно. Так что природа чувства зависти мне понятна.
Не буду лукавить, я — счастливый человек. Я как актриса, а потом и режиссер родилась в доме, в котором живу всю жизнь, работаю всю жизнь в одном театре. Не пыталась строить карьеру, даже в партию не вступила — и меня вот так судьба вынесла.
Мне многое удавалось. Прежде всего сын у меня прекрасный. Мне ничего не пришлось делать для того, чтобы стать главным режиссером. Равно как и для того, чтобы быть первым советским режиссером, приглашенным на постановку в Америку, за что я долго расплачивалась: мне это не могли простить многие.
Я верю только во взаимную любовь. Никакие компромиссы в этом вопросе для меня невозможны. Поэтому и живу одна. Никто не сказал, что это хорошо. Просто это факт моей биографии.
У нас у всех есть какие-то маски, но нельзя, чтобы маска приросла настолько, чтобы забыть, кто ты есть на самом деле.
Я себе позволяю роскошь быть такой, какой хочу. Но, если чувствую, что обидела, не права, виновата, могу извиниться перед любым человеком. Корона с меня не упадет. Уверена, что не обижаются только равнодушные, горделивые, влюбленные в себя люди. Я обижаюсь на несправедливость, обижаюсь на предательство, обижаюсь на злобу.
Большое счастье, что Бог лишил меня высокой самооценки, самовлюбленности. Я не люблю свое изображение. Отчасти поэтому и перестала в кино сниматься. Я очень редко смотрюсь в зеркало: мне просто не нравится.
Анна Балуева
|