ЖЕЛАНИЕ И УПОРСТВО ПОМОГЛИ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ МЕЧТУ
Став по воле судьбы водолазом, житель Ярославля Ясави Хазипов не отказался от своей детской мечты - выучиться на летчика. Навыки пилота он получил, лишь перешагнув пятидесятилетний рубеж. Рассказать кому, что незадолго до собственной пенсии человек вдруг решил подняться в небо, - не поверят. Но Ясави Хазипов не просто взмыл на легком самолетике под облака - сейчас он завоевывает призы европейского и мирового первенств по высшему пилотажу. Без него в Ярославле не обходится ни одно авиашоу.
«Гримасы судьбы» закалили характер
Хазипов родился не у моря и не у аэродрома - в северной части Татарстана, в отдаленном районе. И в детстве больше помогал родителям по хозяйству. О небе мальчик начал мечтать, когда в деревне однажды сел самолет Ан-2, совершавший облет сельхозугодий. Пилот решил покатать мальчишку. Ребенка посадили в кабину самолета, и кукурузник сделал несколько кругов над полем. Ощущение полета, неба, свободы движения и пространства поразило Ясави.
После школы он, конечно, отправился поступать в летное училище. Выбрал Бугурусланское. Выбрал службу в гражданской авиации. Но конкурс был большой, требования к кандидатам запредельные, а уровень подготовки в сельской школе не позволил Ясави конкурировать с учениками из города. Парень расстроился, но быстро сам себя успокоил: отслужу в армии и обязательно поступлю - демобилизованные солдаты имели льготы. Но и тут не повезло - Хазипова призвали в морфлот. Три года он проплавал на подводной лодке.
Может, такие «гримасы судьбы» и сломали бы человека послабее, но характер Ясави Хазипова они закалили. За время службы он не только переплыл два океана и несколько акваторий помельче, но и получил профессию, которая впоследствии стала его основным занятием, - всех подводников обучали водолазным работам.
После армии молодой человек устроился в управление гидротехнических работ. По служебным делам приехал в Ярославль, да так и остался в городе на Волге. Потребность в водолазах в Ярославле всегда была высокой, и настоящий мастер своего дела мог рассчитывать и на карьерный рост, и на неплохой заработок. И так как Ясави Хазипов ничего не привык делать наполовину или с ленцой, на работе его ценили.
За долгие годы он провел под водой в общей сложности более десяти тысяч часов, выполняя самые сложные задачи: ликвидировал аварии на газопроводах, поднимал с речного дна затонувшие суда, работал на строительстве различных объектов. Удивительная физическая сила и выносливость, а также умение принимать верные решения в экстремальных ситуациях позволяли ему справляться с любыми проблемами.
И в личной жизни у Ясави Хазипова полный порядок. Женат, оспитал троих сыновей. Единственное, что никак не давало ему покоя, - небо.
Даже отметив 50-летний юбилей, Хазипов не переставал думать о том, что когда-нибудь он, руководитель солидного предприятия и глава почтенного семейства, сядет за штурвал самолета. Так и случилось.
Не упустил свой шанс
«Наше предприятие выполняло крупный заказ для компании связи, мы прокладывали коммуникации по дну реки, - вспоминает Ясави Тагирович. - Работали сов¬местно с группой вертолетчиков, которые сверху, с воздуха, доставляли наши грузы. Им я и поведал о том, что хотел стать пилотом, и о том, что по сей день мечтаю летать».
Летчики рассказали, что в Казани есть специальная школа для авиаторов-любителей всех возрастов. Были бы желание, деньги и здоровье.
«Я понял: вот он, мой шанс, - смеется Хазипов. - Разумеется, учеба шла легко. И вскоре, получив удостоверение, позволяющее управлять самолетом, я смог совершить первый самостоятельный перелет от Казани до Ярославля на самолете А-22. Это был полный восторг! Я управлял самолетом и ликовал».
Останавливаться на достигнутом не в правилах этого человека. На базе Рыбинского аэроклуба на спортивном самолете Як-52 он продолжил свои тренировки.
«Кое-что, наверное, получалось чуть хуже, чем у пилотов, севших за штурвал в юности, - признается Ясави Тагирович. - Но желание, упорство и характер помогли улучшить результаты, разучить новые элементы высшего пилотажа, освоить все тонкости. Уже через два года я стал призером чемпионата ЦФО по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Причем в так называемом темном комплексе упражнений - когда задание пилотам выдается всего за сутки».
Хазипов не бросил занятия даже после того, как однажды в воздухе у его самолета заглох мотор. Он готов терпеть немыслимые перегрузки во время фигур высшего пилотажа. Для поддержания спортивной формы совершает ежедневные пробежки.
В 2011 году Хазипов стал чемпионом России по самолетному спорту, завоевав четыре серебряные и одну золотую медали на соревнованиях в Самаре. В 2009 году взял «золото» на престижных открытых соревнованиях по высшему пилотажу в Южной Африке. А впоследствии смог завоевать и звание чемпиона мира.
Признавая заслуги Хазипова в развитии спорта, его достижения и успехи, Ярославская область недавно доверила подводнику-профессионалу и летчику-любителю нести олимпийский огонь. «Об этом я и мечтать не смел. Значит, есть еще порох в пороховницах!» - шутит седовласый пилот.
Ирина Потапова
|