«КРОХОТКИ» СОЛЖЕНИЦЫНА ЗАЗВУЧАЛИ В МУЗЫКЕ
10 декабря 95 лет со дня рождения Александра Солженицына. Накануне памятной даты в Большом зале Московской консерватории состоялся без преувеличения знаковое событие в культурной жизни – концерт, который объединил великое слово и великую музыку. Со сцены прозвучали прозаические миниатюры «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича. Два крупнейших художника ХХ века, которые хорошо знали и ценили творчество друг друга, встретились в ХХI веке благодаря народному артисту России Александру Филиппенко и Государственному камерному оркестру во главе с замечательным музыкантом, гобоистом Алексеем Уткиным. Свою программу «для драматического актера, солиста и камерного оркестра» они назвали «Отраженье в воде». Наш обозреватель встретился с «мотором» этой художественной акции Александром Филиппенко.

Был оглушен огромной и горькой правдой

– Александр Георгиевич, это ведь не первое ваше обращение к творчеству Солженицына?

– Не первое, разумеется. В 2001 году был телеспектакль «Случай на станции Кочетовка» для канала «Культура». А лет семь назад, помню, раздался звонок из Библиотеки иностранной литературы. Совместно с чикагской публичной библиотекой они проводили серию вечеров под рубрикой «Одна книга – два города». Один раз обсуждали, к примеру, творчество Фолкнера, в другой раз – Солженицына, которого выбрали американские читатели. Мне предложили прочитать для публики «Ивана Денисовича».

Я, не раздумывая, тут же сказал «да»: Солженицын был и остался моим кумиром с далеких и горячих шестидесятых годов прошлого века, когда я впервые прочитал «Один день Ивана Денисовича» и был оглушен свалившейся на меня огромной и горькой правдой. Начал перечитывать повесть и заново открыл для себя ее социальную, психологическую глубину и человеческую пронзительность. Была сначала мысль ограничиться отрывком, потом решил читать всю повесть от начала до конца – а это два часа эмоционального напряжения и для меня, и для публики.

– С писателем не советовались? Александр Исаевич, как известно, не очень жаловал инсценировки и экранизации…

– На то памятное для меня выступление пришла Наталья Дмитриевна, сидела в первом ряду. После финальных аплодисментов мы с ней обстоятельно поговорили. Она прекрасный человек, строгий критик и внимательный редактор. Ее замечания оказались очень точными и полезными. Наталья Дмитриевна, в частности, попросила, чтобы в своей исполнительской палитре я использовал «меньше графики, больше акварели». И еще она заметила, что у главного героя повести Шухова – не громкое, а тихое достоинство. Ой, как мне понравилась эта фраза, она стала камертоном для моих выступлений. Я даже сказал Наталье Дмитриевне: «Знаете, Борис Захава, ректор Щукинского училища, в котором я учился, поставил бы вам за эту подсказку зачет по режиссуре…»

Она может либо раздавить, либо вознести

После всех разговоров возникла мысль сделать на основе «Ивана Денисовича» спектакль. Я пришел в театр «Практика». Вроде бы не совсем по адресу. На этой «продвинутой» сцене исповедуют современную драматургию, его аудиторию составляет молодежь, но «Один день Ивана Денисовича» с успехом идет в театре уже который год. А кроме того, я, получив напутствие самого Солженицына, который написал мне на титульном листе своей книги «Александру Георгиевичу Филиппенко – попутного ветра!», объездил со спектаклем пол-России. Приходит самая разная публика: интеллигенция, бабушки, внуки. Это же великая книга, великая русская классика. Она может либо раздавить, либо вознести…

– И везде читаете полный двухчасовой вариант, не щадя себя и зрителей?

– Не скрою, были мысли сократить спектакль. Мы садились вместе с Натальей Дмитриевной, пробовали убрать то один абзац, то другой. Невозможно это сделать! У Солженицына так все крепко сбито, подогнано, что если уберешь кусок в начале, то рифма не сойдется в финале. Видя мои страдания, Наталья Дмитриевна однажды сказала: «А что вы напрасно мучаетесь? Если вам нужна короткая, динамичная форма, возьмите «Крохотки». Я, сказать по совести, на тот момент их не читал. Пришел домой, в тот же вечер нашел «Крохотки» и сразу понял: это то, что нужно.

– А как вы с Алексеем Уткиным нашли друг друга?

– А мы давно сотрудничаем. Сделали однажды вместе литературно-музыкальную композицию «Триумф художественного вкуса», в которой использовали стихи Пастернака, Левитанского, прозу Зощенко, музыку Баха, Моцарта, Шостаковича. Думали, что бы сделать еще. А тут – «Крохотки». Я к Алексею: есть такая задумка. Он мне в ответ: а мы с ансамблем записали «Прелюдии» Шостаковича – Александр Исаевич и Дмитрий Дмитриевич могут хорошо зазвучать вместе. Назавтра Алексей пришел со своими идеями, я – со своими, так родилась программа.

На прогон позвали Наталью Дмитриевну. Она после представления, как водится, попросила внести уточнения, коррективы. Потом были первые показы в Екатеринбурге, в Рязани – везде полные залы. Зрители после концерта все как один встают, некоторые плачут – такая мощная энергетика исходит от пронзительных текстов писателя, от музыки. Эти «Крохотки» буквально с первой секунды требуют от зрителя колоссальной работы ума и души. В них, по существу, заложены идеи для больших романов. Не случайно в школе-студии МХАТ, где я делал один из первых прогонов для друзей и коллег, ко мне после показа подошел студент и сказал: «Сейчас бы послушать это еще один раз, чтобы почувствовать все скрытые глубины текста».

Леонид Павлючик

Комментарии наших читателей

Селезневы из Самары 3760 дней назад в 22:20:14
Сильный человек был у России. Зря не советовались, не слушались. Прогнали канальи с экранов. Очень обидно, жалко что мы не воспользовались его умом и прозрением. но не зря в библии сказано, что нет пророков в своем отечестве. Там даже И.Х. гнали из Галилеи. Жуть.
Юрий, Рославль 3759 дней назад в 10:30:17
Если б труды Исаича были прочитаны хотя б четвертью нашего населения\ то \ надеюсь\ что-то в судьбе России могло измениться. Там есть крючки-зацепки для выползания из глубокой задницы.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Декабрь 2013

Специальное предложение

Такое разное счастье

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!