СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСКАЛАТОРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ
Русская поговорка "Каков поп, таков и приход" не в полной мере отражает жизнь. Часто "каков государственный подход, таков и приход". Даже если Церковь отделена от государства. До 1917 года у Русской православной церкви были свои социальные учреждения (дома призрения, богадельни...). После революции их у Церкви изъяли, а социальную деятельность запретили. Православные же приходы за границей, находясь в иных государствах и иных условиях, такую деятельность продолжали.
Долгая дорога к храму
Шесть лет назад произошло объединение Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). И стало возможным изучить работу приходов за рубежом. Факультет социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в Москве уже несколько лет проводит большое исследование "Приход Русской православной церкви в России и за рубежом: внебогослужебные практики". Уже изучен целый ряд приходов в самой России, в Белоруссии, Германии, и этой осенью социологи вернулись из Америки.
Точные данные, сколько православных прихожан живет за границей, привести не удастся. И в самой-то России верующие плохо поддаются подсчету. Говоря о зарубежных прихожанах, можно исходить разве что из количества русскоязычных в той или иной стране и приблизительных оценках православных от общего числа. Так, к примеру, в Германии проживает около 3 млн русскоязычных, из них 2,5 млн — "русских немцев" и 0,5 млн — "русских евреев". Считается, что православных из них примерно 20 процентов.
— Определенные трудности для православных за границей создает особенная окружающая среда — иноконфессиональная, а в большинстве случаев — нерелигиозная,— рассказывает один из авторов исследования замдиректора информационно-аналитического центра ПСТГУ Мария Подлесная.— Например, в США на наш вопрос священникам, почему они допускают к причастию даже тех, кто не постился несколько дней перед этим, нам отвечали, что с учетом абсолютно светской, а порой греховной среды, в которой живут русские в Америке, сам факт, что человек пришел в храм и изъявил желание причаститься,— уже чудо, и лишать его такой возможности означало бы оттолкнуть от Церкви.
Воцерковленность русского прихожанина за границей связана с постоянным поиском некоего компромисса между тем, что требует Церковь, и тем, что требует общество. Немецкие школы принуждают православных родителей давать расписки в том, что, если их ребенок получит удушье в результате ношения креста на уроках физкультуры, ответственность будут нести они. И православные дают такие расписки, настаивая на том, чтобы их дети носили нательный крест!
Храм для эмигрантов имеет особое значение. "Будучи чуждым местному обществу, эмигрант находит некоторое утешение в храме,— рассказывает протоиерей Илья Лимбергер из прихода Святителя Николая в Штутгарте (РПЦЗ).— При этом он ощущает резкую противоположность Церкви и общества. Храм — это свое, родное, утешительное. Вне храма — плохо знакомая и зачастую враждебная и чужая реальность".
Церкви имеют бойскаутов
Декан факультета социальных наук и директор информационно-аналитического центра ПСТГУ Игорь Рязанцев объясняет, почему они взялись за исследование зарубежных приходов:
—Зарубежные приходы смогли соединить православную традицию с традицией социальной работы, широко распространенной в западных обществах. Этот опыт оказался сейчас для нас очень важным и нужным.
Православные приходы в Германии помогают русским эмигрантам в домах престарелых, заключенным в тюрьмах, оказывают помощь онкобольным, приезжающим из стран СНГ, в их размещении в Германии, собирают средства для больных... И все это мы можем перенять. Что станет редким случаем, когда мы будем перенимать зарубежный опыт, который одновременно является опытом не иностранцев, а наших людей.
Так же как и в Германии, православные приходы в Америке занимаются поддержкой культурной русской традиции и в то же время — интеграцией русскоязычных в американское общество. Поэтому, например, у Церкви могут быть не только храмы, но и организация бойскаутов, выезжающих летом в лагерь. Православные приходы за рубежом, кроме всего прочего, выполняют еще и роль если не социальных лифтов, то, по меньшей мере, социальных эскалаторов.
— Прихожане помогают друг другу интегрироваться в общество, найти работу, жилье, няню для детей... — говорит Мария Подлесная.— Подобная взаимовыручка очень развита в приходах. Зная об этом, многие приезжающие за границу идут именно в русские православные приходы, хотя, может быть, до этого никогда храмы не посещали.
Поэтому многие невоцерковленные эмигранты воцерковляются там, за рубежом, получив от общины реальную помощь во время вхождения в "чужое" общество. Для эмигрантов церковь сначала является местом, где они общаются с соотечественниками, а со временем становится местом, где они общаются с единоверцами.
Социологи ПСТГУ, выпускающие сборники о приходах в России и за границей, планируют создать единый сайт, который позволил бы лучше взаимодействовать российским и зарубежным приходам.
Юлия Ларина
|