ОНА ТЯЖЕЛО ПЕРЕЖИЛА КРУШЕНИЕ СВОИХ НАДЕЖД
Лирическую пьесу в четырех действиях «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов написал в 1903 году, а 17 января 1904-го состоялась премьера в Московском художественном театре. О том, что прототипами персонажей пьесы были реальные люди, жившие в Одессе в имении приятельницы Чехова, знают немногие… В «Вишневом саде» в образе Ани Чехов запечатлел влюбленную в него молоденькую Олю Васильеву — наследницу большого имения.
Свои чувства пыталась скрыть
В основу пьесы положена реальная история продажи одесской усадьбы Ольги Васильевой — приемной дочери богатой землевладелицы Ирины Жеребцовой. В 1900 году Ольга унаследовала состояние своей матушки, в том числе усадьбу с вишневым садом на улице Торговой.
Она была родом из Балтского уезда Одесской губернии. В пятилетнем возрасте ее взяла на воспитание, а затем и удочерила состоятельная землевладелица Жеребцова. Девушка получила образование за границей. В шестнадцатилетнем возрасте она, будучи в Каннах, впервые прочитала рассказы Чехова, к тому времени уже знаменитого писателя, и захотела с ним познакомиться. Чехов в то время находился в Ницце. Ольга отправила Антону Павловичу письмо с предложением перевести его рассказы на английский язык.
Они встретились зимой 1898 года…
Васильева привезла с собой фотоаппарат (по тем временам — небывалая роскошь), а месяц спустя прислала своему кумиру фотоснимки и… букет цветов. У юной девушки вспыхнуло чувство, которое она пыталась скрыть. Однако все тайное рано или поздно становится явным. В письме, адресованном Чехову и датированным 15 июня 1898 года, девушка признавалась: «С тех пор, как я побывала у Вас в Ницце, у меня в душе нашлось что-то лучшее, чего прежде в ней не было. Каждое слово, сказанное Вами, должно быть, навсегда осталось в моей памяти… Лучше того времени, которое я провела у Вас, светлее его, никогда не будет в моей жизни». Переведенный рассказ классика «Егерь» Ольга опубликовала в британском литературном журнале «Нью Эйдж».
Сохранилось 145 писем: 97 — от Васильевой и 48 — чеховских. Большинство из них приходятся на период, когда Чехов был холост. Для 38-летнего писателя Ольга Васильева была просто Олей, молоденькой и наивной, существом другого поколения. Она задумала издать литературный сборник в пользу нуждающихся и пригласила для участия в нем литературоведов, академиков, поэта Бальмонта, Льва Толстого. Обратилась к Чехову с просьбой разрешить посвятить этот сборник ему. Антон Павлович не согласился…
Когда Чехов в очередной раз был на лечении за границей — в Риме, ему передали два письма Васильевой. В одном Ольга писала: «Я Вас очень прошу, напишите, что делать мне дальше, чтобы построить больницу у нас в деревне. С тех пор, как была послана телеграмма в земство, никто мне оттуда ничего не ответил. А еще мне хочется нынче продать одесский мой дом — как для больницы этой понадобятся деньги, так и мне самой нужны будут… Прошу Вас, поручите кому-нибудь эту продажу — нынче я уже на тысячу рублей меньше получаю дохода с него». Антон Павлович как раз возвращался в Россию и, учитывая просьбу Ольги, отправился через пограничную станцию Волочиск на Одессу, чтобы оттуда пароходом добраться до Ялты.
24 февраля 1901 года Чехов прибыл в Одессу, по старой памяти остановился в гостинице «Лондонская». Утром следующего дня нанял извозчика и велел ему ехать на Торговую улицу. «Это рядом, над морем», — кивнул извозчик, и через десять минут они были возле усадьбы. Антон Павлович прошел вдоль фасада одноэтажного с пятью окнами дома, за решеткой ворот увидел мезонин, сараи, конюшни, а за ними зимний сад до самого обрыва к морю.
Летала над Парижем на воздушном шаре
Из конюшни вышел старик, одетый в длиннополый овчинный тулуп. Шапки на голове не было, седые волосы и щетинистые широкие бакенбарды трепал ветер. Это был управляющий имением Лукашов… Чехов объяснил, что он хочет взглянуть на имение Ольги Васильевой по ее поручению.
— Все-таки решила продавать? — сразу понял Лукашов. — Дело хозяйское. Тут и огород имеется. А сад… Таких поискать! Слива — слаще есть только в Турции. Я и кизил посадил. А вишня… Крупная, что тебе грецкий орех. Сладость отдает горчинкой. У нас ее англичанин для своих шерри-бренди каждое лето возами закупает! Если вы покупатель, не нужен ли вам управляющий? Стоить вам буду недорого. Я Ольге Родионовне уж писал: пусть она меня вместе с усадьбой и продает! Деться мне некуда…
Чехов сочувствовал старику. Ольга у писателя спрашивала совета: сколько этому Лукашову положить пенсии, когда он останется не у дел?..
14 февраля Чехов отправился из Одессы на пароходе «Трувор». По прибытии в Ялту писал Оле Васильевой: «Нужно, чтобы вы сами побывали в Одессе и убедились, что ваш дом и место около него стоят не 125 и не 200 тысяч, а не менее 300».
История любви Оленьки Васильевой к писателю продолжалась до самой его безвременной смерти. В 1901 она приехала к нему в Ялту, первым делом заявив, что летала над Парижем на воздушном шаре. Поселилась рядом с писателем и многие вечера проводила с ним. В это время Антон Павлович собирался жениться на другой Ольге — актрисе Ольге Леонардовне Книппер…
Оля Васильева чрезвычайно тяжело пережила крушение своих надежд, отказывалась от еды и думала о смерти. Ольга Книппер-Чехова писала мужу из Москвы: «Васильевой ты посоветуй есть. Хандру ее я понимаю»…
Но молодость взяла свое. В Севастополе на летном поле для воздушных шаров Ольга познакомилась с молодым человеком, любителем «роллс-ройсов» и воздухоплавания, и вскоре, выйдя за него замуж, стала Ольгой Милеант. Уже будучи замужней дамой, писала Чехову после визита к нему в 1903 году: «То, что я у вас побывала, на меня подействовало, как прежде, и я сошла немного с моей новой колеи… Но блажить больше не буду, и сегодня вечером мы отсюда уезжаем». Когда Ольга Милеант узнала об обострении болезни Чехова, сразу написала: «Я все лето буду в Женеве и поэтому усиленно прошу… ко мне на полный пансион. И рыбу можно ловить — и в Роне, и в озере…»
Вскоре Чехов отредактировал и послал Станиславскому в Москву единственный экземпляр «Вишневого сада», но какими-то неведомыми путями Оля через две недели уже читала эту пьесу в Женеве и писала Чехову о ней в слезах… Почему в слезах? Потому что кончилась юность, началась новая жизнь, как и у героини «Вишневого сада» Ани, которая в пьесе появляется со словами: «А я над Парижем на воздушном шаре летала!»
Александр Левит
|