НЕТ, НЕ УСТАРЕЛИ ЕГО КНИГИ
22 января юбилей Аркадия Гайдара, воина и писателя. На его короткую жизнь выпало три войны и четыре шедевра: «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда» и «Горячий камень».
Летят самолеты — привет Гайдару! Плывут пароходы...
Когда-то Гайдар был суперпопулярным автором детских бестселлеров. Сегодня его «Р.В.С.» и «Школа» воспринимаются детьми примерно так же, как история пунической войны от Тита Ливия. Огромный пласт литературы, на котором воспитывались рожденные в СССР, уходит в небытие. Созданные в те годы образы добра и зла не выдержали проверку временем.
Буржуинство не оказалось таким уж омерзительным, а советское государство — таким уж привлекательным. Школьникам без разницы, кто прав: белые или красные. Герои Гайдара с их тревогой за Советы остались позади. Может быть, там теперь шагает и сам Гайдар? Писатель Александр Генис сказал: раньше всего в книгах устаревает интонация. Искренность кажется натужной, простота — выспренностью.
Перечитываешь гайдаровские книги и понимаешь: нет, не устарели. Спустя три четверти века они не выглядят ни выспренними, ни натужными. Современная детская литература многим обязана Гайдару. Например, интонацией. Он никогда не сюсюкал.
И даже маленькой дочери писал вполне взрослые письма: «Дорогая Евгения, плыву на пароходе по Черному морю. Оно такое глубокое, что если поставить сто домов один на другой — все равно утонут»...
— В детской литературе, как в чемодане русской пианистки, должно быть «двойное дно», — говорит поэт Марина Бородицкая.
Таковы произведения Гайдара. Читая «Тимура и его команду», взрослый поймет, что эта книга создавалась в пику заорганизованной пионерии.
А «Судьба барабанщика», созданная после ареста жены писателя, — вовсе не про ловлю шпионов, а про то, что чувствует ребенок, у которого посадили отца. Безусловно, из большинства его произведений время выплавило детское. Но взрослое в них — осталось.
И еще остались четыре шедевра детской литературы, о которых мы уже говорили.
Кстати, на Востоке «Тимур...» до сих пор входит в десятку популярных детских книг. Ведь как бы ни изменился строй, люди должны помогать старикам, одиноким, инвалидам.
И тут — никакой идеологии. Это нравственность.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лев Яковлев, писатель, драматург, руководитель лаборатории по работе с одаренными людьми при ЦГДБ им. А. П. Гайдара:
— Я помню, как в детстве ждал каждый коричневый томик подписного собрания Гайдара и прочитывал зараз, дерясь с братом. Остановиться было невозможно. Гайдар задолго до Джоан Роулинг создал детские бестселлеры о смертельной борьбе добра и зла. Неважно, что бороться со злом должны были маленькие дети.
Писатель подыскивал злу простые воплощения и доступные способы борьбы с ним. Помните, как герой «Чука и Гека» перед отъездом к отцу из палки и гвоздя соорудил себе пику? Она получилась «до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу». Если маленькие мальчики способны побороть медведя, то не стоит и сомневаться, что, когда подрастут, они дадут отпор злу мировому.
Гайдаровские герои идеально вписываются в законы современного жанра. Добрые, бедные, часто — сироты или лишенные родительской опеки... За таких особенно переживаешь. Я бы не назвал стиль Гайдара очень уж оригинальным.
Зато я считаю, что благодаря этой простой, репортажной, узнаваемой и столь понятной каждому прозе, ему удалось в начале ХХ века создать жанр литературного кинотриллера, который в начале ХХI века дал нам Гарри Поттера, просвистевшего на своей высокотехнологичной метле по мировому пространству.
Евгения Коробкова
|