А КАК ПО-БОЖЬЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ?
Мы поговорили с новгородским священником, который, как писали в новостях, отговорил от развода 45 пар в прошлом году. Протоиерей Сергий Мельников, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Новгороде, не любит эту цифру — сорок пять. «Подсчитать в точности нельзя, цифру обобщили», — говорит он.
Строгость возымела действие
По благословению епархии отец Сергий более трех лет работает с областным комитетом ЗАГСа. Он присутствует на консультационных пунктах, куда обращаются пары на грани развода. В прошлом году таких консультационных приемов провели 119, сообщил областной комитет. Это означает, что на каждом приеме священник в среднем отговаривал от развода две-три пары.
— Вы работаете на консультационных пунктах при ЗАГСах. Не все пары на грани развода готовы идти на консультацию. Можем ли мы говорить, что те, кто все-таки приходит — поговорить со священником — все же еще не окончательно решили разводиться?
— Да, можно сказать так. Раз они пришли, значит, они все же еще цепляются, чают этой надежды. И во многих случаях они готовы претерпеть какие-то обиды, измены. И вот часто эти люди — запутавшиеся в своих любовных треугольниках и просто в жизни запутавшиеся — приходят и спрашивают: скажите, а как должно по-Божьему быть?
— И что вы отвечаете?
— И я рассказываю, как должно быть — с точки зрения Закона Божьего. Говорю не цитатами, а своими словами, нейтральными. Говорю, как Бог человека сотворил, и что хотел от него видеть. Говорю, как Бог велит делать, и какие результаты мы потом получим. Говорю: в конце все мы будем отвечать перед Богом
— А у вас есть какая-то формула — условно говоря, волшебное слово? Вы его произносите, и люди больше не хотят разводиться?
— Все индивидуально. Некоторых людей уже знаешь какое-то время, и когда они второй-третий раз приходят — больше проникаешь в их вопросы. Они уже пришли, с доверием, искренне — конечно, тут и результат лучше. А многое в разговоре выходит интуитивно, с Божьей помощью. И иногда Бог такие дает открытия в процессе беседы, что и сам внутренне чувствуешь — такая радость, удовлетворение!
Вот было с одной парой: вроде они пришли разговаривать, но муж пришел уже с таким настроем — ничего не хотел воспринимать. Он думал: сейчас послушаю, а потом разведемся. А я им в разводе отказал. Сказал: вы взялись за дело вместе, вот и тяните его вместе! Растите, обращайтесь к Богу, к таинствам ходите — поможет. И вот прошло уже полгода, и я вижу, что люди держатся. Строгость возымела действие.
Скрепы и стержень
— А, по вашему опыту, многие из разводящихся пар — верующие? Или же в основном эти люди не воцерковлены?
— Граница воцерковления зачастую очень расплывчата. Знаете, как бывает: пока тяжело — человек ходит в храм, просит у Бога помощи. Когда тяжело — почти каждый человек становится воцерковленным. И бывает, что человек как раз через эти семейные трудности приходит к воцерковленности.
А есть люди, которые уже глубоко рассуждают о духовных вопросах. Они осознают: как же без семьи я буду христианином? Если брошу жену, детей? Такой человек имеет в сердце эти глаголы Божии. И он, я думаю, больше терпит и больше старается. То, что он ходит в храм, обязательно дает ему обновление, подкрепление сил, стержень. И я бы сказал так: с воцерковленным человеком уже можно работать — он трудится сам, все происходит положительно.
— Люди каких возрастов, как правило, к вам приходят? Можно выделить какой-то наиболее проблемный возраст в семейных отношениях?
— Молодых приходит немного. Наверное, это от максимализма юношеского. Но когда приходят, радуешься вместе с ними, я бы даже сказал — со-радуешься. Но в основном приходят люди уже в возрасте — прожили вместе десять, пятнадцать, больше лет. И у них проблема: выросли дети, заботы стало меньше, и вдруг, без этих забот, отношения расстраиваются. Это очень бывает, к сожалению, очень часто.
— Отец Сергий, на ваш взгляд — каков рецепт крепкой семьи?
— Ну, я думаю — любить друг друга, какой еще рецепт может быть? И обязательно внутренний труд должен быть над собой. Что такое любовь в итоге? Это положить душу свою за други своя. То есть — за своего ближнего, за супруга. Это поступаться своими интересами ради интересов семьи, близких людей.
Михаил Боков
|