«СТАРУЮ МОСКВУ» НА СТУДИИ ПОСТРОИЛИ В РЕКОРДНЫЕ СРОКИ – ЗА 2, 5 МЕСЯЦА
«Мосфильм» - единственная студия, которая не только сохранилась, но и реально модернизировалась за последнее время. 90 лет назад киностудия выпустила свою первую картину - фильм режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». С этого времени и началась история крупнейшей кинофабрики России. Вместе с ее главой Кареном Шахназаровым мы прогулялись по студийным павильонам.
«Рабочего и колхозницу» пытались отнять
- Я - один из старейших работников студии. Почти 40 лет уже здесь, - рассказывает Карен Шахназаров. - Таких на «Мосфильме» почти не осталось. Поэтому расскажу, что знаю. Например, решение, что монумент «Рабочий и колхозница» станет символом «Мосфильма», было принято Сталиным. Впервые марка появилась на картине «Весна». У нас есть оригинал - работа Мухиной метровой высоты, которую она сделала специально для студии (не памятник, который стоит около ВВЦ). Этот вариант и снимался для марки. А в перестроечное время марку пытались «приватизировать», и руководство в суде доказывало наше право.
Корона империи и шлем «джентльменов»
Это лишь копия настоящей короны Российской империи, хотя в лихие 90-е ходили слухи, что в «Дьяволятах» снимался подлинник, который киношники взяли из Алмазого фонда, а потом заменили подделкой и ее же отдали в музей. Это миф, а копия заказана в Чехословакии, и камни на короне из стекла.
А шлем Александра Македонского из «Джентльменов удачи» настоящим никогда и не был - не находили археологи такой артефакт. Сделан он из латуни, а гребешок и вовсе пенопластовый. Для натуральности его выкрасили золотой автомобильной краской.
Секретное хранилище
Велосипеды режиссер Сергей Колосов нашел в «Горках», когда снимал документальный фильм о Ленине. Он утверждал, что один принадлежал Надежде Крупской, а другой - вождю. На складах студии хранятся уникальные вещи, например, после войны «Мосфильму» была передана коллекция живописи немецких художников-академиков Третьего рейха, а также автомобили гитлеровского руководства, например, машина Геринга. После ликвидации «Музея подарков Сталина», оттуда тоже кое-что попало. Есть и настоящие ружья Брежнева, с которыми он охотился.
Боевой автомобиль
«Волгу» специально приобретали под имя Эльдара Рязанова и его картины «Берегись автомобиля». Для следующего фильма «Три тополя на Плющихе» его бежевую «Волгу» перекрасили в серую, а для «Бриллиантовой руки» - в голубую. Именно за баранкой этой машины сидел Папанов и говорил: «Кто заказывал такси на Дубровку?» А серебряная фигурка оленя была приделана по просьбе Карена Шахназарова для съемок в фильме «Яды», ведь в свое время эмблему решено было снять со всех автомобилей, чтобы избежать травмирования о нее пешеходов.
Мундир Янковского и платье Гурченко
Для мундира, который шился Олегу Янковскому и его роли Николая II в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца», художник по костюмам придумала маленькую хитрость: Олег Иванович сутулился, и, чтобы он держал царскую осанку, в воротничок ребрами вшили картонки, которые кололи шею и заставляли невольно отстраняться назад.
В экспозиции выставлено платье, которое шилось для роли Людмилы Гурченко в фильме «Идеальный муж». Актрису называли «самая тонкая талия России» - 47 сантиметров. На актрисе платье было полностью застегнуто, но манекен с такой тонкой талией так и не удалось найти, поэтому наряд показывают в расстегнутом виде.
Старая Москва за два месяца
Уникальный павильон «Старая Москва» на студии построили в рекордные сроки - за 2,5 месяца. За 10 лет его уже сняли в 100 картинах, несмотря на то что рядом высится Дом на Мосфильмовской, построенный с нарушениями - его этажность превышала дозволенную. К счастью, уникальной мосфильмовской «Москве» этот небоскреб не мешает, ведь современные технологии творят чудеса.
Юлия Хожателева
|