Ирина МУРАВЬЕВА, актриса: МЕЧТАЮ ЕЩЕ ЧТО-ТО ПРЕОДОЛЕТЬ, ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬСЯ
8 февраля самая обаятельная и привлекательная актриса российского кинематографа празднует юбилей, 65-летие. Список фильмов, в которых снималась Ирина Муравьева, займет полстраницы, но «Москва слезам не верит» - это особый случай в ее биографии. Свою героиню она сыграла настолько ярко, раскованно, блистательно, что можно было подумать, что актриса играет саму себя.
Не тратила времени на пустые разговоры
— Ирина Вадимовна, роль Людмилы в картине «Москва слезам не верит» принесла вам огромный успех и широкую известность. А сами вы похожи на свою экранную героиню?
— Нет, я другая. Та же ведь хотела через пять ступенек перепрыгнуть. А я как раз понимаю, что надо каждую ступеньку брать упорным трудом. Пройти. И прохожу. У меня есть выдержка, умение ждать, стремление достичь чего-то своим трудом.
— Объясните мне, пожалуйста, что такое «женская тема» в кино?
— По-моему, это ерунда какая-то. Это даже звучит неприятно: женская тема. А у мужчин что - мужская? Есть люди — мужчины и женщины, и есть общечеловеческая тема. А женской — одной такой темы нет. Все это придумано одинокими людьми.
— Но вы-то, надеюсь, не относитесь к категории одиноких женщин?
— Нет, мне повезло, на мне женились. У меня двое детей от одного мужа.
— Вы строгая мама?
— Полная тряпка! А меня воспитывали в строгости. В школе заканчивались занятия в четверть второго, а в половине второго я должна была сидеть за столом с чистыми руками и обедать. Ни на минуту не могла нигде задержаться. Никогда! В школе звонил звонок, все еще «ля-ля-ля», а я бежала домой. Только сейчас я поняла, как это прекрасно. Во-первых, я училась хорошо, не тратила времени на пустые разговоры. Я и в театре-то сейчас никогда не задерживаюсь по привычке: кончился спектакль, и все. Я ушла... А уже «черную работу» выполняет муж — отвозит меня домой.
— Он не ревнует вас к вашим поклонникам?
— Нет, зато я очень ревнива.
— Что вам особенно нравится в вашем муже?
— Что он меня любит, как раньше. И то, что я выгляжу сносно, так это потому, что меня любит муж.
— У вас всегда все гладко в семье или бывают и разногласия?
— Конечно, бывают. Это ж колоссальный труд — жить вместе. Когда в церкви венчают — это же не ангельские нимбы вручают, а как бы терновые венцы, в них ведь шипы... Мне одна знакомая говорит: «Я четырех мужей поменяла и наконец-то стала свободной, могу теперь делать все, что захочу». Я говорю: «И я себя чувствую свободной. У меня вот дети, муж, семья — это не несвобода, а счастье мое».
Быт — это где-то побоку
— И у вас никогда не возникало желание все бросить и пуститься в какую-нибудь авантюру?
— Да что вы, я не рисковая. Когда у меня были маленькие дети, я вообще снималась только в Москве. И от очень многого отказалась из-за того, что надо было куда-то уезжать. Нет, это все не стоит того. Знаете, почему я так долго живу с мужем? Мне очень интересно с ним. Он такой умный, он столько знает. Он режиссер, и хороший, я у него многому научилась. Он очень небудничный человек. Мы с ним не про колбасу или шмотки говорим, а о жизни беседуем. Быт — это где-то там, побоку. Он все время куда-то «призывает», мы постоянно ходим в театры, в музеи, на концерты, выставки. У нас идет нормальная жизнь, такая, какая была у меня до замужества. То есть семейная жизнь не отвратила нас друг от друга. В общем, у нас все нормально.
— А при каких обстоятельствах вы познакомились?
— У меня было запоздалое развитие. Я первый раз поцеловалась в двадцать два года. И - вышла замуж. Я знала, что надо выходить замуж на всю жизнь. У меня и мама с папой так... И вообще в нашей семье никто никогда не разводился. Даже мысли ни у кого не было о том, чтобы соединиться, нарожать детей, потом развестись и всех сделать несчастными. Ради чего? Непонятно. Ради своего плохого характера? А вообще народная мудрость говорит, что в той семье ссоры, где дура жена. Потому что все от женщины зависит. А сейчас все такие своенравные, гордые, самолюбивые стали. Особенно женщины.
— Крепость семьи зависит не только от крепости чувств, но и от уровня благосостояния…
— Мы очень долго жили тяжело, в ужасной квартире. Но весело жили, и многое из того, что тогда планировали, осуществили. Как вы думаете, сколько я получила за фильм «Москва слезам не верит»? Рублей шестьсот. В театре у меня была зарплата сто пятьдесят рублей, и больше половины ее я отдавала няне, которая сидела с ребенком. У нас оставались гроши. И муж тогда был «на нуле».
— Вы его не пилили — мол, работай, ты обязан содержать семью и все такое прочее?
— Ну что вы? Можно пилить такого, который на диване лежит и из тебя соки высасывает. Вот такого можно сразу распилить вместе с диваном на части и ночью вынести в мешке на помойку.
— Ирина Вадимовна, чего бы вы хотели от жизни?
— Я мечтаю о хороших ролях, потому что все время хочу какой-то шаг вперед сделать. Сыграть что-то такое, чего не делала раньше, что-то преодолеть, чему-то научиться.
Игорь Логвинов
|