НЕПОТОПЛЕННАЯ ПАМЯТЬ
"Варяг жив!" - называют свои очерки многочисленные авторы. Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую поддержку получает идея подъема корпуса "Варяга", залегающего на глубине 6-8 м. Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления и он погрузился в воду залива у Чемульпо с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом?
Полтора года японцы поднимали крейсер "Варяг", затратив 1 млн. иен, и после двух лет ремонта под названием "Сойя" он зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставлена надпись "Варяг" из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). 9 лет крейсер являлся учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца - военным орденом бывшего противника и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". В течение последующих лет прах погибших в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За 4 млн. иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане, после чего отправлен на ремонт в Великобританию, увы - в неудачное время - феврале 1917 года. Согласно условиям ремонт обойдется 300 000 ф. с., которые большевики платить не намерены. Самое неожиданное развитие событий - разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), он застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.
Чтобы поддержать традиции, все живые члены команды "Варяга" к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу", и хотя обозреватели называют "казусом", когда вместо юбилейной они получают боевую награду, в данном случае это справедливое признание. С успехом выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятник Рудневу торжественно открывается на его родине в Туле (1956), в селе Савино (1992), музей в деревне Русятино (1984). Сколько лет прошло, общественно-экономические формации в стране уже поменялись несколько раз, но людям всегда что-то хочется сделать для памяти "Варяга" и "Корейца", которые - незабываемы.
Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о "Варяге" к 100-летию подвига с полным правом называет "Варяг" жив!" Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который не только рассказал о подвиге современникам, а главное - "рыночному" поколению молодежи. Его группа сделала много: обнаружила точное место в Ирландском море части корпуса крейсера, показала их в фильме и доказала, что это именно "Варяг", сняв табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.
Параллельно с этим активно участвующие в процессе русские предприниматели образовали Благотворительный фонд "Крейсер "Варяг" (глава М. В. Слипенчук), усилиями которого в море над затопленным корпусом крейсера установлен буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу мемориальная доска, а год спустя (2007) памятник - трехметровый бронзовый крест. У него неожиданная история. В объявленном фондом конкурсе приняли участие сотни энтузиастов, организаций, профессиональных художников, скульпторов, а победил - макет, представленный тремя нахимовцами, по нему и выполнен памятник.
В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 Президенту Д. А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию дольше века сохраняли в Корее. В своем выступлении Президент сказал: " Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад".
Но больше всего поражает воображение неожиданная догадка, что "Варяг" - сигналит, все время даёт о себе знать, и разве мы бросим его у чужих берегов? Идею подъёма частей корпуса и организации музея, высказал представитель Круглого Стола Потомков Дворянских Родов Российской империи С.С. Зуев весной 2008 года. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за 5,5 лет переписки с учреждениями и инстанциями. И люди, которым он писал, поддерживали идею, хотели участвовать в проекте и добровольно, по движению души выполняли часть работы, зависящую от них. Все торопились к лету 2013, чтоб музей открылся к круглой дате в 2014.
Живое участие приняла региональная общественная организация "Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта, творчески осмыслив задачу и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать который целесообразно прямо в Шотландии. Также определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая сможет решать от имени клуба консультативные, технические вопросы реализации проекта.
Разработана концепция экспозиции, где все будет собрано воедино и разместятся флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов сообщил: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков".
Горячо поддержали идею все сменявшиеся за эти годы губернаторы Тульской области, откуда родом капитан В.Ф. Руднев. В ответных письмах Московскому Дворянскому Собранию они рассказывали о постоянных контактах с экипажем нынешнего "Варяга" и о многих событиях и мероприятиях, посвященных этой теме, которые проходят в их крае.
Но решающим, разумеется, стало мнение профессионалов и по этому поводу Врио начальника НИИ спасания и подводных технологий д.т.н. капитан I ранга А. Крамаренко заключил: "При подъеме корпуса крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск", подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и др. сложных для подъема объектов".
Чувство громадного удовлетворения возникает от того, что даже в Шотландии люди включаются в процесс. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса "Варяга", помня совместную работу по созданию на Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда некоторые суммы для этого музея были безвозмездно выделены Министром обороны России С.Б. Ивановым.
И действительно, никто иной, а сам народ у нас отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции. Люди активно продолжают изучать тему, появляется новое, более подробное представление о событиях тех дней. Как это ни парадоксально, но по прошествии века детали этого подвига не забылись, а напротив, как бы проясняются. Высший драматург - история расставляет все по своим местам, хотя почему-то век спустя. К примеру, прежде было общепринятым мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он изготовлялся. Что руль был почти вдвое меньше, - пишет В.Д. Доценко, - чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на недостаточной маневренности. Зато Крамп сэкономил в затратах на бронзу и др. дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров, изначально заложенная в расчете парораспределения. Еще в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Это данные интернета, который переполнен сообщениями на столь давнюю тему. Однако лишь недавно стали писать, что известная песня "Раскинулось море широко" сложена именно на "Варяге". Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок - занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме.
Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9). Скорость "Корейца" 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается, - недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане II ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и лихой командир, родился в Кронштадте, сын морского офицера, его экипаж умелый и слаженный.
Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из 6 крейсеров, 8 миноносцев и 1 посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними (в клещи), но продолжая движение, "Кореец" подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, увиливая от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель, останавливает двумя предупреждающими выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ", который сворачивает.
27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получает 5 подводных пробоин, перебито рулевое управление и крейсер теряет большую часть своей боеспособности, "Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо" , полностью вывел из строя "Асама" (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце") и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определить расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела оставался скрыт за густыми клубами дыма, и т. о. неуязвим для противника. Это исторический факт, кто бы и как об этом ни сообщал.
Несмотря на то, что о подвиге писали в течение сотни лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия). А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века. А как у нас нынче аплодируют подвигу, - некоторые, у кого чувство родства в стране под воздействием коммерции несколько атрофировалось? Украина еще ничего не подписала, а Луганскую область уже поспешили отгородить от нас забором из колючей проволоки, наверное, от потомков варяжцев, молодогвардейцев, Ковпака и многих других, которых здесь всех помнят, любят, считают своими, т.е. не отделяют от себя.
Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, неистовый в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг", начал и возглавляет эту кампанию. И как ни обыгрывали рынко-либералы понятие патриотизма, - не перевелись еще патриоты на всей земле: шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХУII века "Васа", хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для изготовления которого использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис".
Еще одно примечательное новшество: в интернете и в СМИ разбирают события тех дней, маневры кораблей моряки, писатели, журналисты, историки; военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных, версии различаются вплоть до противоречий, авторы рьяно критикуют друг друга, и всё это показывает - "Варяг" жив!
Галина Рыжова
"Столетие.ру"
|