НОВАЯ МОСКВА ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ КОЛЛЕКТИВНЫХ САДОВОДОВ
Садовые товарищества, которые в советские времена обещали горожанам много чего доброго, в наши дни превратились едва ли не в абсолютное зло. Почему же Новая Москва избавляется от коллективных садоводов, а Подмосковье держится за них зубами? Вырываться из цепких лап садовых товариществ, погрязших в денежных, земельных и коммунальных склоках, их члены начали еще несколько лет назад, когда Верховный суд РФ признал право россиянина прописаться на даче, если эта дача признана пригодной для жилья. А это значит, что правовой статус домовладельца должен резко измениться.
«Дачный» откат
Что вообще такое СНТ - садовое некоммерческое товарищество? По сути, коллективная собственность, рожденная коллективным разумом в невесть какие времена. Мое СНТ, к примеру, появилось в начале 60-х.
В ту эпоху такая совместная форма хозяйствования была актуальна. Соседями по дачным участкам оказывались люди, близкие по работе и духу. В моем СНТ, например, когда-то загорали и окучивали грядки исключительно работники Министерства сельского хозяйства СССР. Но с той поры коренные дачники повывелись: одни умерли, другие оставили землю в наследство, третьи просто продали. В итоге соседями оказались абсолютно чужие друг другу люди: по работе не схожие, по духу - индивидуалисты, которые не могут ни одного вопроса решить сообща.
Индивидуалисты-капиталисты засели и в правлениях большинства СНТ. Ведь в руководство сегодня, как правило, идут с той же целью, с какой лезут в чиновники. Расчистил дорогу за три копейки - в бумагах пиши рубль. Такой «дачный» откат.
СНТ устарело не только морально - сегодня его юридическая форма вступает в противоречие с кучей законов. Иногда буквально искры сыплются! По действующему законодательству каждый гражданин РФ имеет право на «недискриминационный доступ» к электричеству. И тут выясняется: все провода, столбы, трансформаторы и тому подобное принадлежат садоводческому товариществу. Поэтому летом ты два часа упорно пытаешься вскипятить чайник и в итоге пьешь воду сырой. Из положенных тебе, скажем, 15 кВт при нашествии дачников до твоей дачи не доходит ни один киловатт.
Попросить увеличения мощностей ты не можешь - по закону ты никто, то есть член СНТ. Мошка, букашка. Иди к председателю и проси у него на коленях, чтобы он написал письмо в Мосэнергосбыт об увеличении мощностей. Теоретически все энергомощности товарищество может передать на баланс энергосбытовой организации. Вот только председателям СНТ это не выгодно, а многие члены товарищества об этом праве даже не знают. Да и какое это право - собираться и решать что-то голосованием? Одни не приехали, вторые заболели, третьим, извините за каламбур, все до лампочки...
Скорых на всех не хватит
Если ты остался зимой без света - помощи не жди. Не важно, отключил ли тебя председатель СНТ за неуплату взносов или энергосбыт, либо просто оборвались обледенелые провода. Когда-нибудь потом по факту незаконного отключения разберется прокуратура. А вот индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) - совсем другое дело. Спасать тех, кто остался без света в поселках, сразу прибегает МЧС с трансформатором. Иными словами, ИЖС у нас в государстве все должны, СНТ - никто, ничего.
Перед новым годом Московская областная Дума резко выступила против принятия закона о дачной прописке. Этот законопроект был внесен в Госдуму Дмитрием Медведевым в августе 2013-го. Документ предлагает заменить понятие «жилое строение» на «индивидуальный жилой дом». Первый тип не признается подходящим для проживания, поэтому регистрироваться в нем нельзя, а вот во втором случае можно. Тут-то подмосковные депутаты и заволновались.
Из столицы в область пенсионеры прописываться, конечно, не поедут - в Москве пенсия все-таки значительно выше. А вот пенсионеры из Подмосковья начать прописываться на дачах очень даже могут. И что же, скорую им в случае чего туда подавай? Скорых в стране, как известно, дефицит, пенсионерам надо жить компактно, а не разбредаться по дачам, уверены депутаты.
Независимые эксперты сразу подсчитали: в случае принятия закона о прописке на дачах заселить бывшие СНТ могут несколько миллионов постоянных жильцов и составить ни много ни мало 25% всего населения области!
А это означает, что расчищать в бывших СНТ дороги, обеспечивать необходимой инфраструктурой и так далее придется не за счет дачных членских взносов, а из бюджета сельских поселений, к которым припишут садовые товарищества. А у тех, извините, и так денег кот наплакал - сельские улицы освещать нечем. Все сельчане трудятся в городах и в столице. Откуда деньги?
А больницы, школы, детские сады? Это потребует миллиарды и миллиарды бюджетных средств. Областные депутаты также верно подметили, что скупать дачные участки в Подмосковье станут приезжие из дальних регионов и СНГ. Судите сами. Однокомнатная квартира в готовом доме в Люберцах стоит не меньше 4 млн руб. А участок в СНТ в часе езды до метро - от 250 тысяч. Сруб шесть на девять - 300 тысяч плюс мансарда, крыша, фундамент и септик, итого получается чуть больше миллиона за жилую площадь размером 85 квадратов. Квартиру за такие деньги и в глухой провинции не купишь.
Борьба за статус
Разработчики «дачных» поправок успокаивают депутатов: регистрация в индивидуальном жилом доме, дескать, не будет приводить к приобретению дачными поселками статуса населенных пунктов. А вот это, как говорится, ерунда на постном масле - новые поселенцы завалят исками все суды, понапишут жалоб во все администрации и органы власти. Как так - домов полно, а статуса нет?
Опытный полигон в этом смысле - Новая Москва. Столица автоматически переведет все СНТ в ИЖС. Впрочем, не все восприняли решение правительства Москвы однозначно. Одни мечтают прописаться на даче, другие переживают, что налог на землю под ИЖС в пять раз больше. То есть живешь ты постоянно или не живешь, а налог все равно плати...
Многие садоводы в Новой Москве опасаются, что вместо перевода под ИЖС их просто снесут. Как заявил глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин, переводу под ИЖС подлежат только 80% садовых некоммерческих товариществ. Так что садоводам в Новой Москве в ближайшие месяцы придется изрядно поволноваться.
«Теперь это город, - подчеркивает Жидкин, - и мы не можем допустить, чтобы у нас рядом с административно-деловым центром в Коммунарке стояли развалюхи».
То есть не можешь построить на своем дачном участке в Новой Москве коттедж за два-три миллиона - убирайся. Так, что ли? Но ведь на своей земле собственник может делать что угодно - хоть дворец, хоть развалюху. Можно подумать, что в самой Москве развалюх нет. По какому принципу будут отделять развалюхи от не развалюх и что будет с владельцами развалюх - власти Москвы пока не определились. Подождем.
Аделаида Сигида
|